Банковские работники с трудом привыкают к новым условиям оплаты труда.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Наряду с промышленностью и строительством самые большие потери в заработках по всему миру понесли работники финансового сектора. Зарплаты в частном секторе Японии из-за кризиса упали до 18-летнего минимума за счет ликвидации бонусов в финансовом секторе. В РФ многие банки и финансовые компании сократили около 20% персонала, а также отказались от премий и бонусов. Росстат докладывает о небольшом росте номинальных зарплат в финансовом секторе, однако эксперты считают, что совокупные выплаты оставшимся сотрудникам в стране упали почти на треть.
Вчера налоговое управление Японии сообщило о самом резком за последние 18 лет падении зарплат в частном секторе страны, который произошел из-за сокращение премий в банках, страховых фирмах.
В общей сложности заработные платы, премии и другие надбавки в частном секторе снизились за год на 1,7% (854 долл.). Это самый резкий спад зарплат за все время ведения такой статистики в стране с 1990 года.
В Российском финансовом секторе реальные зарплаты также сокращаются, хотя они еще и остаются более чем в 2 раза выше, чем в среднем по стране. Так, среднемесячная начисленная зарплата в российском финансовом секторе за I полугодие 2009 года немногим превысила 40 тыс. руб., что всего на 1% больше, чем за первое полугодие докризисного 2008 года. При инфляции в 12–13% номинальный рост белых зарплат означает падение реальных доходов работников на 11–12%. Для сравнения – средние номинальные зарплаты в стране выросли за это время не на один, а на 10%.
Потери зарплат в российском финансовом секторе, как считают эксперты, достигают 30% – главным образом за счет ликвидации премий и бонусов. При этом восстановление докризисного уровня экономисты считают проблематичным даже в 2011 году.
«Практически все банки и страховые компании кроме сокращения штата исключили премии и бонусы в системе оплаты труда. В некоторых компаниях отмечено и номинальное сокращение зарплат – за счет новых сотрудников, нанимаемых на гораздо меньшие ставки», – говорит эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации» Петр Клюев. Большинство банкиров предпочитают не сообщать о сокращении сотрудников, ликвидации премий и сокращении ставок – видя в этом элемент антирекламы. Тем не менее эксперты оценивают сокращение численности занятых и номинальных зарплат в десятки процентов. «Большинство компаний финансового сектора сократили от 5 до 20% персонала», – считает Клюев. В тех банках, где зарплата фиксировалась в рублях, сотрудники потеряли около 30% только за счет девальвации», – говорит вице-президент по управлению персоналом компании «Сумма Капитал» Юлия Анохина. По ее данным, постоянная часть зарплаты в инвестбанках всегда была ниже, чем в других секторах экономики, в том числе в реальном секторе. Доминирующей была переменная часть заработка, которая зависела от успешной реализации конкретных проектов и по итогам года.
«Перспективы восстановления очень туманны и на 2010, и на 2011 годы. Для того чтобы можно было об этом говорить с определенной степенью уверенности, нужно четко представлять динамику изменения экономической ситуации как в России, так и в мире. Однако на данный момент ситуация как раз неопределенная – все говорят о росте экономики, но на самом деле она дрейфует и скорее даже медленно продолжает опускаться вниз», – говорит Петр Клюев.
Впрочем, некоторые специалисты сохранили свои заработки даже в период кризиса. «Уникальные специалисты с высокой квалификацией – таких не больше 5% от штата – ничего не потеряли. С их зарплатами ничего не случилось либо они уменьшились минимально, в основном за счет уменьшения переменной части вознаграждения. Не пострадали и доходы этой части сотрудников, которые складываются из популярной в банках выплаты гарантированных бонусов», – отмечает Юлия Анохина.
«Страховые компании также не готовы расставаться с высококвалифицированными работниками. Хотя в этом секторе также произошло резкое сокращение переменной части заработка, которая напрямую зависит от финансового показателя – сбора страховой премии», – говорит начальник отдела кадрового консалтинга компании «Интерком-Аудит» Алексей Иванов.
«С началом кризиса финансисты испугались, в банках начались сокращения, и стала внедряться практика сдерживания зарплат. Но сейчас там таких процессов уже нет. «Ренессанс-Капитал», например, пару недель назад официально объявил о том, что у него пошел рост по доходам, – говорит глава департамента стратегического анализа «ФБК» Игорь Николаев, – а негласно процесс оттаивания зарплат запущен давно».
Перспективы введения ограничений на выплату бонусов в российских финансовых компаниях в соответствии с требованиями «двадцатки» эксперты оценивают весьма скептически. «Отказываться от практики бонусных поощрений в России никак нельзя. Это важный инструмент управления ответственностью сотрудников за принятые решения», – говорит глава аналитического управления Банка корпоративного финансирования Максим Осадчий. «Снизятся бонусы – вырастут зарплаты. Наши финансисты – большие мастера в части такой эквилибристики. Да и не бонусы – главное зло и причина кризиса», – подчеркивает Николаев. Беда в том, что российский финансовый сектор неадекватно раздут, в том числе и госвливаниями. По мнению экспертов, правительству следует прекратить накачивать деньгами российский финансовый сектор, корсчета которого в ЦБ давно демонстрируют положительную динамику.