Владимир Путин и Сергей Шойгу ждут результатов расследования крупнейшей энергетической катастрофы.
Фото Reuters/РИА Новости
Вчера премьер Владимир Путин посетил вотчину главы МЧС Сергея Шойгу – Национальный центр управления в кризисных ситуациях (НЦУКС), где провел селекторное совещание по вопросам ликвидации последствий аварии на Саяно-Шушенской ГЭС. Разговор свелся к выяснению двух исконно русских вопросов: «Что делать?» и «Кто виноват?» Если ответ на первый был в общих чертах понятен, то авторы катастрофы и вчера остались неназванными.
Похоже, сентябрь стал традиционным месяцем Министерства по чрезвычайным ситуациям в рабочем графике главы правительства. Ровно год назад в этих же стенах НЦУКС Владимир Путин принимал доклад главы ведомства Сергея Шойгу по итогам работы российских спасателей в Южной Осетии, пострадавшей от грузинской агрессии. Поводом для вчерашнего совещания стал отчет правительственной комиссии, созданной для ликвидации последствий техногенной катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС.
Путин сразу развеял предположения, что якобы готов до официального оглашения выводов Ростехнадзора назвать виновных. Право делать выводы он делегировал специалистам. «На профессионализм которых очень рассчитываю», – уточнил премьер. Он также «очень рассчитывает» на то, что следствие по факту катастрофы, повлекшей гибель десятков людей и огромный материальный ущерб, будет завершено в установленный законодательством срок и даст исчерпывающий ответ на вопрос, были ли нарушены нормы эксплуатации ГЭС. При этом как минимум одна организация, косвенно ответственная за случившееся, была названа. Это сам Ростехнадзор, проверявший Саяно-Шушенскую ГЭС в 2008 году. Критика Путина была лаконичной, но достаточно жесткой. «Функция надзора не сработала», – подчеркнул премьер. Чтобы исключить повторения в будущем аналогичных катастроф, Путин поставил задачу ввести обязательное сервисное обслуживание оборудования таких объектов, причем предприятия-изготовители будут заниматься этим в течение всего срока его эксплуатации. Еще одна новация от Путина – установить на всех ГЭС «черные ящики», как на самолетах, что должно облегчить задачу выяснения причин аварий, если таковые все-таки произойдут.
Шойгу, со своей стороны, дополнил предложения премьера о повышении уровня безопасности ГЭС и других сложных гидротехнических сооружений. По мнению главы МЧС, следует расширить перечень объектов, на которых должны быть собственные подразделения пожарно-спасательной службы. Расходы на их содержание, судя по всему, лягут на собственников, которые, в свою очередь, переложат затраты на потребителей электроэнергии. Одновременно с этим Шойгу предложил ввести обязательное страхование ответственности владельцев объектов за возмещение вреда в случае аварии. Находящийся в Абакане и.о. председателя правления ОАО «РусГидро» Василий Зубакин вполне готов был поддержать эту инициативу главного российского спасателя. Потери компании исчисляются десятками миллиардов рублей. Вывод из эксплуатации Саяно-Шушенской ГЭС означает для «РусГидро» потерю 25% установленной мощности и примерно треть доходов. Однако единовременную выплату 40 млрд. руб., которые потребуются на восстановление ГЭС, ни одна российская страховая компания не осилит. Сейчас «РусГидро» в прямом смысле слова искупает и замаливает грехи перед погибшими. Зубакин в рамках доклада о выплаченных компенсациях семьям погибших и пострадавших сообщил Путину, что на сороковой день после катастрофы, унесшей жизни 75 человек, будут заложены первые камни в фундаменты двух часовен. Культовые сооружения наверняка будут построены значительно раньше, чем к концу 2014 года, когда планируется вновь ввести в эксплуатацию Саяно-Шушенскую ГЭС.
Прежде чем поставить всем присутствующим оценку «удовлетворительно» за вклад в ликвидацию последствий аварии на ГЭС, Путин не удержался от искушения отдельно выслушать объяснения главы Ростехнадзора Николая Кутьина по поводу сроков объявления результатов расследования причин аварии. Чиновник заверил, что полученные пять заключений из Академии наук позволят точно установить ход событий. «На основании ваших выводов будут приниматься административные и управленческие решения, от выводов вашего ведомства зависят и юридические последствия, – напомнил премьер. – Мы должны знать причины и авторов катастрофы. Выводы должны быть абсолютно объективны». И прежде чем перейти к более приятным вещам – награждению спасателей МЧС, отличившихся в ходе ликвидации последствий аварии на ГЭС, премьер добился от Кутьина обещания, что данные расследования будут оглашены уже до конца текущей недели.