ФГУ «Дальневосточная дирекция Росстроя», координирующее строительство объектов саммита стран АТЭС-2012, подало заявление в прокуратуру Приморья по поводу срыва Росморречфлотом строительства причальных сооружений на острове Русском. Об этом на прошедшем во Владивостоке Совете при полпреде президента в ДФО заявил и.о. гендиректора «Дальневосточной дирекции Росстроя» Евгений Рогоза. Накануне полпред Виктор Ишаев уже в третий раз со времени своего назначения проверил стройки саммита.
Остров Русский, на котором решено провести саммит, пока необустроенный клочок земли в Японском море. Чтобы провести здесь форум, нужно перекинуть на Русский из Владивостока мост, проложить дороги, построить электростанцию, очистные, канализацию, водовод, ТЭЦ, гостиницы, конференц-залы и т.д. Но сначала надо завести на остров стройматериалы, что, как оказалось, чудовищная проблема. Сейчас стройматериалы на Русский доставляют единственно возможным способом – паромами. За рейс на борт берут восемь груженых автомобилей, паром отходит от материка каждые 50 минут. При отлаженной работе автотранспорта удается перевезти одним паромом за сутки до трех тыс. тонн груза.
Судам же нужны грузовые причалы, которых на Русском нет. «За два года подрядчикам предстоит перевезти 9 миллионов тонн груза. Паромы сейчас причаливают к пассажирскому пирсу, а это незаконно. Как можно в таких условиях что-то строить? – сокрушался Евгений Рогоза. – Новые причальные стенки строятся с грубейшими нарушениями, а сданные в начале года уже разрушаются». Найти общий язык с Росморречфлотом дирекция Росстроя не может.
К этому скоро добавятся другие проблемы. До недавнего времени на Русском работала только ОАО «УСК «Мост», возводящая мост через пролив Босфор Восточный. Теперь подключился «Крокус интернешнл», строящий федеральный университет. Обе компании завозят гравий, песок, металл и т.д. «Сейчас нет единого органа, координирующего доставку грузов, есть несколько управляющих дирекций в составе Минтранса, Минрегионразвития, администрации Владивостока, которые решают узкие задачи, – считает главный инженер «УСК «Мост» Александр Кузьменко. – Координации не получается, так как участники не всегда могут договориться».
Масса претензий у дирекции Росстроя и к Росавиации. «Одна структура строит взлетно-посадочную полосу, другая – терминал, на третью возложат строительство подстанции для снабжения аэропортового комплекса электроэнергией, на четвертую – возведение топливно-заправочной станции, – заявил Евгений Рогоза. – Все структуры – звенья Росавиации, но координации между ними нет. Ощущение, что это не строительство нового аэровокзального комплекса, а освоение федеральных средств в чистом поле, зарабатывание сотен миллионов рублей».
Заместитель полпреда Александр Полищук, курирующий стройки саммита, выступая на совете, разбил существующие проблемы по группам. В аэропорту Владивостока работы до сих пор идут только на взлетно-посадочной полосе, строительство на Русском сдерживают неготовые причальные стенки и грузовые терминалы. Вкупе с нерешенным вопросом проектирования канализации, отсутствием на острове очистных сооружений и полигона для твердых бытовых отходов это породит через два года экологические проблемы. У строителей второго моста – через бухту Золотой Рог – иная беда. «На мысе Чуркин, где закончится мост, до сих пор не определены строения, попадающие под снос, не составлена новая схема уличной сети, – отметил докладчик. – Если эти задачи не решить, то в 2011 году машины с моста через бухту будут съезжать в тупик».
Начальник управления Генпрокуратуры РФ в ДФО Любовь Демина добавила еще черных красок: на работах заняты несколько сотен иностранных рабочих, их число будет увеличиваться. При этом правовой статус гастарбайтеров не определен. «Нет упрощенного порядка принятия на работу иностранцев и не разработан перечень профессий и работ для мигрантов, а это может создать проблемы», – предупредила Любовь Демина.
По-прежнему одна из острейших проблем – переселение островитян. Загвоздка в 25 семьях, отказавшихся переезжать на материк. С теми, кто не согласен с предложенными за жилье выкупными суммами, чиновники намерены судиться. Но намек Евгения Рогозы на корысть отказников полпред пресек. «Суды – это волокита, – помрачнел Виктор Ишаев. – Какими бы ни были люди, у них есть конституционные права. Сначала они пожалуются нам, а потом напишут президенту. А он так «подскажет» нам, что решим проблему за два дня. И зачем нам такая схема?»
На этом фоне доклад губернатора Приморья Сергея Дарькина был оптимистичен: строительство идет по графику, четыре объекта из 12, заказчиком по которым выступает краевая администрация, – строятся. Очистные сооружения Артёмовского гидроузла будут сданы в этом году. Скоро начнется рекультивация городской свалки, на госэкспертизу сдан проект очистных сооружений. «В ноябре пройдет аукцион по выбору подрядчика на строительство театра оперы и балета стоимостью 2,2 миллиарда рублей. Готова документация четвертого участка дороги «Поселок Новый–Де-Фриз–Седанка», строительство подъездной трассы к аэропорту начнется в 2010 году», – отчитался глава Приморья.
Выводы и предложения по итогам совета Виктор Ишаев представит президенту в конце октября, но черты прошедшего периода он уже подвел: «Сейчас нет ощущения, что все прониклись задачей и используют весь потенциал. А все потому, что в некоторых министерствах и ведомствах нет ответственных людей».
Владивосток