Китайская промышленность бурно растет даже в период мирового кризиса.
Фото Reuters
Расчеты российских властей, что оживление ряда ведущих экономик мира, в частности – Франции и Германии, означает начало устойчивого роста, могут оказаться безосновательными. Директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан в субботу выступил с предупреждением о том, что экономический кризис продолжается. Еще большую неопределенность создает ситуация в китайской экономике, развитие которой до сих пор удается поддерживать за счет стимулирования внутреннего спроса. Между тем объемы китайского импорта существенно сократились. Эксперты предупреждают, что до конца года КНР будет вынуждена ограничить потребление энергоресурсов и сырья и это будет иметь негативные последствия прежде всего для экономики России.
«Глобальный экономический кризис будет продолжаться, даже если Германия и Франция улучшат показатели во втором квартале», – заявил директор-распорядитель МВФ Доминик Стросс-Кан. По его мнению, антикризисных мер, уже предпринятых правительствами ведущих стран мира, недостаточно и от них требуется предпринять дополнительные действия, например, для принятия новых правил, регулирующих финансовый рынок.
Пессимистичный настрой главы МВФ разительно диссонирует с оценками ситуации, складывающейся в экономике Китая. По оценкам статуправления КНР, одна из ведущих экономик мира находится на пути быстрого восстановления. «Основные показатели свидетельствуют, что экономика страны начинает восстанавливаться. Это позволит достигнуть поставленной задачи по обеспечению экономического роста по итогам года на уровне 8%», – заявил в минувшую пятницу представитель Государственного статистического управления Ли Сяочао. По мнению эксперта Исследовательского центра при Госсовете КНР Чжан Лицюня, улучшение ситуации в сфере инвестиций и увеличение внутреннего потребления свидетельствуют о росте спроса на внутреннем рынке, что способствует поддержанию ключевого момента в восстановлении экономики.
Однако, согласно опубликованным в пятницу данным, индекс промпроизводства в Китае в августе вырос на 12,3%, что на 1,5% больше по сравнению с показателем в июле. Позитивный сигнал местные эксперты также усматривают в увеличении на 33% инвестиций в основные активы за первые восемь месяцев 2009 года. В то же время во внешней торговле Китая картина неблагоприятная – объем товарооборота в августе сократился на 20,6%, экспорт на 23,1% – до 103,7 млрд. долл., а импорт – на 17% – до 88 млрд. долл. Причем тенденция к снижению основных внешнеторговых показателей в экономике КНР сохраняется последние десять месяцев.
Независимые эксперты предупреждают об угрозах, которые исходят из Китая для мировой экономики вообще и для экономики России в частности, темпы восстановления которой в определяющей степени зависят от цен на энергоносители и сырьевые группы товаров. Бывший первый зампред ЦБ Сергей Алексашенко в целом согласен с выводами главы МВФ, что глобальный экономический кризис еще не кончился. «Экономический рост нигде в мире, кроме КНР и некоторых других экономик, еще не начался», – напомнил эксперт. Впрочем, если успех Китая, обусловленный стимуляцией внутреннего спроса, практически не проецируется на восстановление мировой и российской экономики, то снижение темпов развития китайской экономики ощутят все, уверен Алексашенко.
В свою очередь, директор Института проблем глобализации Михаил Делягин считает, что сохранение нынешних высоких темпов развития экономики КНР зависит от ситуации в мировой экономике, горизонты которой отнюдь не безоблачны. При этом эксперт ссылается на то, что ни одна из проблем, породивших кризис (например, реформирование загнивших монополий или ликвидация «плохих» долгов), так и не была решена.
«Рост китайской экономики пока обеспечивается за счет искусственного стимулирования внутреннего спроса», – разделяет опасения коллег директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. По его словам, проблема возникновения пузырей в экономике КНР, вызванная переинвестированием, реально существует. Впрочем, руководство страны эти риски видит и для предотвращения негативных последствий готово предпринимать радикальные меры. Вплоть до консервации отдельных производств, например – сталелитейных. В этой связи сегодня КНР сокращает импорт железной руды из Австралии и Бразилии, отметил эксперт.
Политика самоограничения поддержки внутреннего спроса, поворот к которой в настоящий момент наметился в Китае и которая продолжится в 2010 году, безусловно, ударит по экономикам других стран. Экономика России не станет счастливым исключением, считает Николаев. Сокращение объемов импорта Китаем энергоресурсов и сырьевых групп товаров, составляющих основу российского экспорта, может свести на нет надежды на быстрое восстановление экономической активности в нашей стране.