На этот раз при разделе богатств Каспия президент Ирана Ахмадинежад оказался лишним.
Фото Reuters
Схватка за ресурсы Каспийского региона привела вчера к дипломатической перепалке между Россией и Ираном. Тегеран был исключен из списка участников саммита глав прикаспийских государств, запланированного на ближайшее воскресенье. В начале недели президент Дмитрий Медведев пообещал предложить лидерам прикаспийских стран «строить отношения в газовой сфере на базе межправительственных соглашений на среднесрочную и долгосрочную перспективу». Эксперты считают, что на саммите Москва попытается восстановить газовое сотрудничество с Туркменистаном, а также помешать присоединению каспийских стран к экспортным газопроводам в обход России.
В четверг представители МИД РФ назвали надуманными высказывания иранских представителей, заявивших о неправомерности отдельной встречи глав четырех прикаспийских государств – России, Казахстана, Азербайджана и Туркмении, которая должна состояться 12–13 сентября в казахском Актау. Накануне министр иностранных дел Ирана Манучехр Моттаки заявил, что предстоящий саммит прикаспийских государств в Актау противоречит иранским национальным интересам. Саммит «идет вразрез с предыдущими соглашениями, по которым пять прикаспийских стран пришли к согласию по поводу того, что любое решение по поводу судоходных маршрутов должно приниматься с участием всех соседних государств», сказал министр, слова которого привел иранский англоязычный телеканал «Пресс-ТВ».
«В данном случае встречаются государства, входящие в СНГ. Подобные встречи в самых разных форматах проводились неоднократно», – заявил в ответ дипломатический источник в Москве, которого цитирует Интерфакс. Российский чиновник подчеркнул, что «никаких документов, касающихся сотрудничества на Каспии, подписание которых было бы невозможно без Ирана, к встрече в Актау не готовится... У четырех президентов есть немало тем для разговора», – добавил он.
К ключевым темам, в обсуждении которых заинтересована Москва, эксперты относят восстановление испорченных газовых отношений с Туркменией, а также потенциальную угрозу присоединения Казахстана, Азербайджана и Туркмении к проектам экспортного газопровода в обход России. Как заявил 7 сентября президент Медведев, Москва намерена предложить лидерам прикаспийских стран строить отношения в газовой сфере на базе межправсоглашений на среднесрочную и долгосрочную перспективу. «С учетом того, как построены наши отношения, они требуют более четкого правового регулирования не только на уровне отношений между компаниями, хозяйственных отношений, но и на уровне государственного регулирования», – заявил президент на встрече с главой «Газпрома» Алексеем Миллером. По словам Миллера, «Газпром» имеет положительный опыт работы с компаниями стран Прикаспийского региона. «Но в основном это сотрудничество строилось на базе коммерческих договоров», – уточнил Миллер. «На среднесрочную и долгосрочную перспективу сотрудничество «Газпрома» с прикаспийскими компаниями должно строиться на базе комплексного подхода с пониманием того, что это не просто контракт на закупку газа, но и вопросы добычи, транспортировки, переработки газа», – сказал он. «Поэтому считаю абсолютно целесообразным, чтобы в среднесрочной и долгосрочной перспективе сотрудничество строилось на базе межправсоглашений», – добавил глава «Газпрома».
Эксперты интерпретируют слова о переводе коммерческих отношений «на уровень государственного регулирования» как явную попытку примирения с Ашхабадом после прекращения закупок туркменского газа РФ из-за падения спроса на него в Европе. «Газпром» серьезно испортил отношения с Туркменией, чье руководство теперь фактически отказывается от встреч с руководством концерна из-за неисполнения контракта», – сказал партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. По его словам, «Газпрому» некуда девать собственный газ после сокращения его потребления в Европе и в Украине из-за кризиса. Еще одна цель России на саммите, по мнению Крутихина, состоит в том, чтобы не допустить примирения Туркменистана и Азербайджана, которые в этом случае могли бы присоединиться к проекту транскаспийского газопровода в обход России.
«Самые главные вопросы связаны с трубопроводными системами доставки углеводородов из региона на Запад. Основной интерес России заключается в том, чтобы транспортировка не проходила мимо нее. Во-первых, это упрочит авторитет России в мировой энергетике, а во-вторых, это отвечает экономическим интересам нашей страны. Главная угроза – это проект Nabucco, который теоретически может способствовать такому «обходу» России», – соглашается гендиректор «ФинЭкспертизы» Агван Микаелян. По его мнению, координация газового экспорта прикаспийскими странами в принципе возможна. «Вопрос в следующем: когда мы все вместе закачиваем газ в одну трубу и куда-то отправляем и там начинают меньше покупать, то чей газ покупают меньше: наш, туркменский или пропорционально доле в трубе? Чтобы его решить, нужны межправительственные соглашения о принципах поведения при уменьшении спроса», – говорит Микаелян.
В то же время некоторые эксперты считают неучастие Ирана в саммите вполне логичным. «В северных прикаспийских районах Ирана нет газа», – напоминает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. По его словам, интерес «Газпрома» в Иране сосредоточен в том числе на строительстве экспортного газопровода в Индию, который вполне можно обсуждать без участия остальных прикаспийских стран. «Основной камень преткновения в спорах прикаспийских стран – это секторальный принцип раздела ресурсов Каспия. Иран не согласен с этим принципом, поскольку ему достается совсем мало. Если бы в данном вопросе Тегеран вел себя иначе, подключение его к решению всех других проблем было бы весьма и весьма интересным», – напоминает Микаелян.