В Германии и США вчера было объявлено о решении совета директоров американской корпорации General Motors (GM) продать принадлежащего ей европейского автопроизводителя Opel альянсу в составе канадско-австрийской фирмы Magna и российского Сбербанка. Это решение поддержано правительством ФРГ, гарантирующим крупный кредит на период реорганизации фирмы и ее предприятий.
В ходе заседания, проходившего в штаб-квартире корпорации GM в Детройте во вторник и среду, была, наконец, решена судьба европейской «дочки» американского автогиганта, остававшейся в подвешенном состоянии на протяжении последних двух месяцев. Напомним: в начале июля General Motors прошла через процедуру банкротства, в ходе которой она получила многомиллиардную помощь со стороны федеральных властей США, ставших крупнейшим собственником ее акций.
В момент реорганизации GM было объявлено, что она должна найти решение проблемы принадлежащих ей зарубежных филиалов, включая Opel, которые стали убыточными. Для этого не может быть использована финансовая помощь со стороны федеральной казны США. В этих условиях активную роль в определении будущего Opel сыграли власти Германии, на территории которой находятся основные заводы фирмы с 25 тыс. рабочих.
Столько же работают на Opel еще в четырех странах: Великобритании, Испании, Бельгии и Польше. Правительство ФРГ предоставило кредит в размере 1,5 млрд. евро на обеспечение текущего функционирования предприятий и пообещало более значительный – в размере 4,5 млрд. евро на реорганизацию фирмы в случае ее продажи американцами.
В Германии – как в правительственных канцеляриях, так и в профсоюзах – не было сомнений в том, что заводы Opel, ежедневно приносящие убытки в размере 5–6 млн. евро, вновь начнут приносить прибыль, как только избавятся от американского хозяина.
Среди претендентов на покупку Opel с самого начала с наиболее выгодным предложением выступала специализирующаяся на выпуске автокомпонентов канадско-австрийская фирма Magna, сложившая свои ресурсы с российским Сбербанком. Они предложили вложить в развитие производства 500 млн. евро.
План их главного соперника бельгийской инвестиционной фирмы RHJ предусматривал более скромные инвестиции – 275 млн. евро, а затем 300 млн. евро. Однако главная разница заключалась в том, что бельгийцы нацелились на серьезные сокращения персонала заводов в Германии, в то время как Magna–Сбербанк изъявили готовность сохранить основную массу рабочих мест. Именно это обстоятельство решающим образом повлияло на позицию правительства ФРГ и властей немецких земель. Они решительно высказались в пользу предложения Magna и Сбербанка.
В этих условиях совершенно неожиданным оказался ход правления GM, давшего понять, что его не устраивает такой вариант. По слухам из Детройта, там опасались, что патентами Opel воспользуются российские автопроизводители. Кроме того, GM боялась подорвать возможности сбыта в России моделей автомашин Chevrolet.
Дело дошло до того, что из Детройта пошли слухи о намерении руководства GM сохранить Opel в своей собственности. Однако твердость проявили власти ФРГ и профсоюзы. Канцлер ФРГ Ангела Меркель потребовала от GM принять решение до конца сентября, когда в ФРГ пройдут выборы в Бундестаг. Профсоюзы пригрозили акциями протеста в случае, если GM примет неприемлемое для них решение. «Мы не можем и не будем поддерживать решение GM сохранить контроль над Opel», – заявил руководитель объединенного профсоюза работников этой фирмы Клаус Франц. Он вновь подтвердил, что профсоюзы, местные и федеральные власти Германии предпочли бы, чтобы Opel был продан Magna в альянсе с российским Сбербанком.
Два дня заседания совета директоров GM принесли развязку. В Германию утром в четверг прибыл главный переговорщик американцев John Smith. По сообщению агентства Bloomberg, ему поручено известить Опекунский совет Opel, что GM рекомендовал компанию Magna в альянсе со Сбербанком в качестве покупателя Opel. Заседание Опекунского совета Opel, созданного для контроля над ее реструктуризацией, должно было состояться во второй половине дня в четверг.
Согласно первоначальному плану, Magna и Сбербанк должны вместе получить 55% акций Opel, GM сохранит за собой 35% и рабочие Opel – 10%. Правда, пока неясно, какие детальные предложения по процедурам продажи и конкретным ее условиям выдвинула в «последний час» детройтская корпорация.
Канцлер ФРГ Ангела Меркель подтвердила сообщения о готовности GM продать Opel. По ее словам, это решение стало результатом «настойчивости и целеустремленности» , проявленных немецкой стороной.