Глобальный обзор конкурентоспособности (Global Competitiveness Report) за 2009–2010 годы, рассчитанный Всемирным экономическим форумом (ВЭФ), опустил рейтинг России с 51-го на 63-е место. Эти данные вчера были размещены на сайте организации. Больше всего нашей стране вредит, на взгляд исследователей, отставание в политической области. Эксперты «НГ» советуют прислушаться к мнению наблюдателей. Они считают, что именно это обстоятельство мешает России выходить из кризиса.
Доклад интересен продемонстрированной его авторами тесной связью политики с экономикой. В первой части документа с озабоченностью отмечается: «По всему миру политики сталкиваются с трудными проблемами в области управления экономикой, принимают активные меры по борьбе с кризисом – с целью подавления рецессии.
Банки либо получают финансовую поддержку, либо национализируются в беспрецедентных масштабах, чтобы смягчить немедленные последствия коллапса финансовой системы. Эти чрезвычайные меры были дополнены пакетами финансовой помощи, а также политикой, направленной на преодоление спада и восстановление экономики».
С факторами макроэкономической стабильности, считают составители рейтинга, у России дела обстоят более или менее благополучно. Например, с плюсом оценены потенциальные способности страны в области госдолга и дефицита бюджета, сохраняющих сравнительно низкий уровень, большой размер рынка и высокий уровень инноваций. Все это – явные конкурентные преимущества. Как, впрочем, и развитие инфраструктуры, в частности железных дорог и телекоммуникаций, здравоохранения и образования, а также рынка рабочей силы.
Однако политические показатели России выглядят, на взгляд экспертов, далеко не так убедительно. В этой области возможности страны снижаются. Среди главных озабоченностей авторов рейтинга – недостаточная эффективность государственной власти (110-е место из 133), низкий уровень независимости судебной системы (116-е место), слабая реализация права собственности (119-е место). Основные помехи бизнесу, уверены участники опроса ВЭФ, чинят коррупция и неэффективность госаппарата. Соседи России по рейтингу – Азербайджан (51-е место), Литва (53-е), Казахстан (67-е) и Латвия (68-е). В конце списка – Таджикистан (122-е) и Киргизия (123-е место).
Среди трех установленных ВЭФом негативных показателей России гендиректор аудиторской консалтинговой группы «Финэкспертиза» Агван Микаелян обращает внимание в первую очередь на слабость отечественной судебной системы: «Это даже доказывать никому не надо – это самая очевидная вещь». Говорит он также и о высокой степени беззащитности бизнеса в России, отмечая: «Кстати, вывод бенефициаров наших крупных холдингов за границу – это способ защиты своей собственности. Не могу сказать, что он стопроцентный, но так или иначе обеспечивает определенную степень защищенности». Вместе с тем, сетует собеседник «НГ», «реформа судебной системы и приведение ее в соответствие стандартам, которые существуют в большинстве развитых стран, – это очень долгий процесс. Потребуется смена поколения, чтобы это изменилось. Это вопросы ментальные, образовательные, вопросы понимания ситуации».
«У нас существует совершенно вольная трактовка всех законов, в том числе налоговых, – объясняет эксперт главную претензию предпринимателей к судебной системе. – Как только подобная трактовка появляется, сразу возникает налоговая угроза для бизнеса. С физическими лицами происходит абсолютное беззаконие, которые творят наши судебные исполнители. Когда у вас есть 18 копеек недоплаты, могут не пустить за границу – это неслыханно...»
Директор Института проблем глобализации Михаил Делягин объясняет ситуацию еще более конкретно: «Отставание нарастает, потому что наше государство является инструментом высшего обогащения высших чиновников за счет всего остального населения России. В этих условиях чем более зависима судебная система, тем более эффективно государство выполняет свою основную функцию. Качество государственного правления здесь не нужно, потому что пилить – это просто занятие. И любой человек, который отвлекается на исполнение своих формальных обязанностей, просто зря тратит время».
Основной проблемой управления независимый политолог Дмитрий Орешкин считает «разрыв между системой ценностей, которые декларирует Владимир Путин, и реальными экономическими шагами, которые он же предпринимает»: «В экономике он достаточно рационален. Старается развивать основные ее направления, стремится сокращать безграничное количество неэффективных бюджетных расходов».
Это рациональная экономическая составляющая, считает собеседник «НГ», «но при этом есть иррациональная политическая составляющая»: «Она исходит из того, что власть должна быть централизована и должна все контролировать. Причем она ничем не должна быть ограничена: ни законом, ни парламентом, ни судом. Это фундаментальное противоречие, потому, если ты хочешь, чтобы у нас развивалась экономика, ты должен создать благоприятную для нее среду. Которая может ей гарантировать, как огурцам и помидорам, устойчивое развитие, определенный режим влажности и температуры...»