Дмитрий Медведев вмешался в российско-украинские переговоры по газу.
Фото Reuters
Улаженные неделю назад в ходе переговоров в Гданьске российского и украинского премьеров Владимира Путина и Юлии Тимошенко газовые противоречия между РФ и Украиной могут разгореться с новой силой. Вчера президент Дмитрий Медведев в ходе рабочей встречи с главой «Газпрома» Алексеем Миллером подверг критике предложения по изменению условий транзита российского газа по украинской территории и посоветовал придерживаться ранее заключенного контракта.
Несмотря на то что претензии президента касались всего лишь предоплаты за транзит, о чем, как заявил Миллер, просят украинские коллеги, часть экспертов предположила, что ревизии может подвергнуться сама идея повышения ставки за транзит, о чем заявила 1 сентября Юлия Тимошенко после переговоров с Владимиром Путиным. А это либо очередное расхождение в заявлениях премьера и президента, либо свидетельство более сложной политической игры.
Вчера глава «Газпрома» проинформировал президента, что Украина в течение последних двух месяцев поставки российского газа оплачивает исправно и в полном объеме. «Но нам приходится слышать со стороны украинских партнеров, что было бы неплохо рассмотреть вопрос о предоплате через транзитный тариф», – осторожно добавил Миллер.
При этом он отметил, что российская сторона и так оказала помощь, проплатив авансом транзит своего газа через территорию Украины «по первый квартал 2010 года включительно». «То, что украинские партнеры платят, это хорошо, это можно только приветствовать, – отметил Медведев. – Это признак того, что наши партнеры надлежащим образом выполняют свои обязательства». Однако вопрос изменения условий оплаты транзита, который, по словам Миллера, все чаще предлагают решить украинские коллеги, встретил со стороны государства резкое неприятие. Узнав, что предлагаемый Киевом новый порядок расчетов ранее заключенным договором не предусмотрен, президент ответил кратко: «Тогда и не платите! Нужно действовать в соответствии с договором, который заключен, – продолжил он. – Мы специально его готовили, он в муках и трудах достался, мы по нему и работаем. Нужно действовать в соответствии с обязательствами, которые стороны принимали, не нужно ничего придумывать. У нас тоже не самые простые времена».
Между тем всего неделю назад Юлия Тимошенко заявила о том, что договорилась с Владимиром Путиным по всем наиболее острым вопросам газовой тематики: отмене штрафов за недобор газа и повышению тарифов за транзит. Украина, по ее словам, будет оплачивать только те объемы газа, которые фактически потребляет, и в 2010 году Киев намерен приобрести 25 млрд. кубометров газа, что более чем в два раза меньше, чем предусмотрено контрактом на 2009–2019 годы, подписанным между «Нафтогазом Украины» и «Газпромом» 19 января. «Никаких штрафных санкций не будет, это исключается», – подчеркнула Тимошенко. Более того, она сообщила, что уже предупредила Путина о том, что стоимость транзита российского газа через территорию Украины с 2010 года повысится на 65–70% в зависимости от цены нефти.
Радость Юлии Тимошенко от удачно проведенных в Гданьске переговоров с Владимиром Путиным может оказаться преждевременной. Фото Reuters |
«Нафтогаз Украины» 2 сентября объявил параметры возможного повышения – с нынешних 1,7 долл. до 2,7 долл. за прокачку тысячи кубометров на 100 км. С тем, что плата за транзит будет повышена, смирился уже и сам «Газпром». В прошлый четверг, 3 сентября, официальный представитель концерна Сергей Куприянов сообщил, что также ожидает, что она вырастет, но чуть меньше, нежели сообщила Тимошенко, – на 50–60%. «В зависимости от цен на нефть значение тарифа может быть различным, – пояснил он. – На данный момент прогноз «Газпрома» на следующий год – 2,56–2,7 долл. за тысячу кубометров на 100 км».
В «Нафтогазе Украины» вчера отказались дать «НГ» какие-либо комментарии по поводу последних заявлений со стороны России. В свою очередь, и эксперты пока теряются в догадках, к чему может привести очередное заявление по газу, учитывая расплывчатость озвученных вчера на встрече Медведева и Миллера формулировок.
«Пока ясно только то, что украинские деятели, и в частности мадам Тимошенко, когда стали заявлять, что Путин уже со всем согласился, были чересчур оптимистичны, – считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. – Теперь выясняется, что абсолютно никакого согласия с российской стороны не было». По мнению эксперта, пока идет игра и обмен заявлениями. «Узнать на практике, какие меры может принять «Газпром», можно будет в тот момент, когда пойдет конкретный разговор о том, сколько газа будет покупать Украина и за сколько она будет платить, – продолжает аналитик. – Тогда и посмотрим, какие меры штрафования он будет применять по отношению к «Нафтогазу». Пока с российской стороны идет очень много разного рода сообщений, напоминает Крутихин. Например, четыре месяца назад премьер Путин заявил, что Украина не в состоянии оплатить очередной транш за поставки российского газа, и дело доходило до каких-то истеричных выводов и заключений. «Но украинцы взяли и заплатили, так что через месяц острота вопроса снизилась, – отмечает эксперт. – В июле украинцы опять произвели оплату, а теперь заплатили уже и за август».
Казалось, что ситуация близка к нормализации, и встреча Путина с Тимошенко в Польше это только подтверждала.
«Совсем недавно казалось, что будет применена некая разменная схема, когда повышение цены российского газа для Украины и ставки на его транзит в Европу будут компенсировать друг друга, – отмечает ведущий эксперт ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров. – Предполагалось, что с 2010 года газ для Украины вырастет с нынешних 80% от европейской цены до 90% при ожидании, что нынешняя цена на газ – около 254 долл. за тысячу кубометров – сильно меняться не будет. В этом случае дополнительные расходы Киева можно оценить примерно в 1,7 млрд. долл. в год. Однако повышение ставки за транзит эту сумму практически полностью компенсирует, так что обе стороны ничего не потеряют». Однако сейчас может наметиться новый поворот в развитии событий, и, куда он приведет, эксперт сказать затрудняется. «Наверное, это какое-то противоречие в позициях премьер-министра и президента, – отмечает Александров. – С одной стороны, премьер договаривается, с другой – президент, по сути, ставит эти договоренности под сомнение».
Впрочем, никакого противоречия может и не быть, а все, что происходит, – часть политической игры, полагают аналитики. «Фактически сейчас российские руководители стоят перед тяжелым положением – как убедить Европу в том, что Украина – ненадежный транзитер, и убедить европейцев в необходимости строительства «Северного» и «Южного» потоков в обход ее территории, – считает Крутихин. – Так что замечания Медведева могут стать довольно весомой зацепкой для раскручивания нового конфликта. Отношения подогреваются непрерывно, и Европу постепенно готовят к тому, что отношения между Москвой и Киевом еще не урегулированы и новое обострение вполне возможно».