Конкретного ответа на свои предложения ОПЕК Игорь Сечин до сих пор не получил.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
В конце августа, после того как цены на нефть достигли годового максимума, перешагнув отметку в 70 долл. за баррель, и угроза их коррекции вниз стала все более ощутимой, Москва активизировала процесс сближения с Организацией стран – экспортеров нефти (ОПЕК). Как заявил глава Минэнерго Сергей Шматко, Россия предложила представителям ОПЕК провести осенью встречу в российской столице. Эксперты отмечают, что сегодня России, действия которой по добыче и экспорту нефти идут вразрез с декларациями о координации, нечего предложить этой организации. Однако в стратегическом плане Москва может попытаться реформировать ОПЕК с учетом собственных интересов.
«Мы предложили им провести совместный семинар в России, – заявил в минувший четверг глава Минэнерго. – Очевидно, что ОПЕК заинтересована в том, чтобы он состоялся». По словам Сергея Шматко, его ведомство уже направило в ОПЕК свои предложения о проведении этого семинара.
Впрочем, пока контакты Москвы с картелем сложно назвать постоянными. Шматко уточнил, что его визит на запланированное на 15 сентября в Вене заседание организации под вопросом. «Лично я этого приглашения пока не видел», – сказал министр. Внеочередное заседание ОПЕК 28 мая также прошло без участия российских представителей. Из этого можно сделать вывод, что предложения вице-премьера Игоря Сечина перейти на долгосрочные контракты на поставки нефти и подписать меморандум о сотрудничестве между Минэнерго и картелем, сделанные им 15 марта на венской сессии ОПЕК, пока оставлены без ответа.
Одним из первых появившуюся информацию прокомментировал вице-президент «ЛУКОЙЛа» Леонид Федун, который пояснил, что «скоординированные действия ОПЕК позволили создать условия для приемлемой цены на нефть, которая обеспечивает воспроизводство сырьевой базы». К тому же в ближайшем будущем «ЛУКОЙЛ» ожидает стагнации добычи нефти в России и в дальнейшем ее падения.
Опрошенные «НГ» эксперты пока расходятся в оценке значимости сближения России с ОПЕК. «Я не очень понимаю, чего мы хотим. То есть, с одной стороны, хотим каких-то скоординированных действий на энергорынке, а с другой – сами на них не идем, увеличивая добычу, а также – совершенно неприлично – экспорт, – отмечает ведущий аналитик ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров. – По большинству наших компаний видно, что поставки нефти за рубеж существенно увеличиваются и у того же «ЛУКОЙЛа» за первое полугодие – рост на 12–14%».
По данным Минэнерго, в первом полугодии было добыто 242,6 млн. т нефти, что на 0,1% больше, чем за тот же период 2008 года. За этот же период экспорт нефти составил 122,15 млн. т, что на 1,9% больше показателей того же периода прошлого года.
«Так что в России сегодня преобладают не идеи о стратегических планах развития или вопросы управления ценой, а сиюминутное пополнение ликвидности, поэтому я не знаю, что мы можем предложить ОПЕК, – продолжает эксперт. – Перейти на долгосрочные контракты – это все равно, что предложить «Газпрому» перейти на чисто свободную торговлю через биржу». Видимо, куда более интересной было бы ведение скоординированной позиции по ценообразованию. В частности, мы могли бы предложить согласованную позицию по экспорту, считает Александров. Не по абсолютным объемам, а по процентам. Конечно, емкости хранения тоже не бесконечны, но логика должна быть такой. К этому соглашению – государственно-корпоративному – могут присоединиться любые компании. Это довольно сложная форма кооперации, но прецеденты есть, так что бояться этого не следует, полагает аналитик.
В свою очередь, руководитель аналитического отдела ИК «Галлион Капитал» Александр Разуваев полагает, что цель российской стороны может быть куда более значительной, чем простые договоренности о контроле над ценообразованием. «Цена на нефть сейчас достаточно комфортная, и, скорее всего, в будущем году она будет не ниже нынешних показателей, – отмечает он. – Поэтому заниматься ценами на нефть – не самое первое дело». В то же время год назад было много слухов, что Россия войдет в ОПЕК. «В этом случае мы играли бы в этой организации первую скрипку наравне с Саудовской Аравией, – говорит Разуваев. – С одной стороны, это хорошо, с другой – саудиты очень тесно связаны с американцами и их политикой. Поэтому, как я понимаю, принято некое стратегическое решение реформировать эту организацию, что называется, «под себя». Наверное, есть желание сделать в будущем такую организацию, которая в большей, может быть, даже определяющей, степени соответствовала бы именно российским интересам, и замкнуть все это на такую же организацию по газу». Впрочем, если это и осуществимо, то в довольно долгосрочном плане. «Страны, входящие в ОПЕК, верят только конкретным результатам и цифрам, – поясняет эксперт. – То есть когда мы начнем поставки нефти по трубопроводу Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО) в конце декабря, у России появится больше козырей на руках. Но в любом случае это очень долгий процесс».