Выступая 25 августа на совещании в Ново-Огареве, премьер Владимир Путин сделал два важнейших заявления, касающихся национальной ракетно-космической отрасли страны, а следовательно, и научно-технического потенциала России в целом, поскольку эта отрасль является ключевым фактором развития высоких технологий страны.
Во-первых, премьер подчеркнул, что, несмотря на экономические трудности, финансирование космической деятельности останется в числе бюджетных приоритетов. На цели исследования и освоения космоса будет выделено в 2009 году около 82 млрд. руб. Во-вторых, председатель правительства определил три перспективных направления этой деятельности: пилотируемая космонавтика, производство космических аппаратов для ракет-носителей, предоставление услуг по запуску космических грузов.
Подобная расстановка приоритетов – отход от традиции, по которой руководство страны ставило на первое место не пилотируемую, а прикладную, беспилотную космонавтику (спутники для решения разного рода хозяйственных и оборонных задач и коммерческие запуски). То, что главный акцент делается теперь на создании обитаемых космических комплексов и кораблей, свидетельствует: руководство страны осознало важность сохранения и развития ключевого для науки и техники России и ее имиджа вида космической деятельности, в котором наша страна пока является мировым лидером. Однако то, как Россия собирается сохранять данное лидерство, вызывает вопросы.
Очевидно, что дальнейшее тиражирование космических станций и создание следующего поколения космических кораблей без наличия задач, которые оправдали бы их разработку и строительство, приведет к деградации космонавтики. В конечном счете это приведет к потере интереса к ней как со стороны президента и правительства, так и российского общества. Следовательно, необходимо проектировать и изготавливать принципиально новые образцы пилотируемой космической техники. Однако сделать это невозможно, пока не будут определены стратегические цели отечественной космонавтики, ради достижения которых и будет создаваться данная техника.
Эта очевидная истина почему-то так и не была озвучена на совещании, хотя именно отсутствие подобных целей и мешает придать радикальный импульс дальнейшему развитию космонавтики. Вместо этого премьер подверг критике Роскосмос за связанные с земельным вопросом проволочки в создании вертикально интегрированных структур холдингового типа.
Под земельным вопросом понимается длящееся до 2,5–3 лет оформление прав предприятий на имущество, а под вертикально интегрированными структурами – цепочку из производственно-конструкторских предприятий и организаций, главным звеном в которой (и одновременно управляющей компанией) является некое головное предприятие. При этом вице-премьер Сергей Иванов отметил, что речь не идет о создании госкорпораций, подчеркнув, таким образом, что данные холдинги будут нацелены на получение коммерческой прибыли.
Однако здесь и заключается противоречие. В современных условиях пилотируемая космонавтика способна выживать и развиваться в основном лишь за счет государственной поддержки. Поскольку в настоящее время единственной существенной коммерческой отдачей от данного вида космической деятельности являются редкие полеты космических туристов, частный капитал не заинтересован в сколько-нибудь существенных вложениях в эту отрасль космонавтики. Таким образом, если основой российской космической отрасли станут коммерческие холдинги, то пилотируемая космонавтика просто отомрет за отсутствием финансирования.
Необходимо четко осознавать тот факт, что пилотируемая космонавтика нацелена на решение в первую очередь общенациональных, государственных задач, а как следствие этого способна выживать и развиваться лишь благодаря мощной государственной поддержке. Причем эта поддержка отнюдь не противоречит основным постулатам либеральной экономики.
В свое время академик Борис Черток, говоря об управлении космической программой США, сказал: «Самая капиталистическая в мире страна, несмотря на марксистское учение об анархии производства, невзирая на пресловутые демократические принципы свободного рынка и частной инициативы, создала самую мощную в мире государственную организацию (НАСА. – Ю.К.), которая разрабатывает невоенные космические программы, координирует и контролирует деятельность всех организаций страны в области космонавтики».
Однако создание аналогичной системы управления космической отраслью в России оправдано лишь в том случае, если данная отрасль будет решать задачи, способные кардинально поднять науку и технику и имидж страны. Именно определение данных задач, а не создание вертикально интегрированных структур должно стать первым шагом на пути возвращения космонавтике роли локомотива развития высокотехнологичного комплекса страны.