В эпоху кризиса банки и население более осторожно подходят к кредитам.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Крупнейший розничный банк страны – Сбербанк – после более чем девятимесячного перерыва возобновляет выдачу валютных кредитов физическим лицам. Об этом заявил в понедельник вечером на встрече с премьером Владимиром Путиным глава Сбербанка Герман Греф. Судя по всему, в банке решили, что рост цен на нефть и некоторое улучшение макроэкономической ситуации снизили риск девальвации российского рубля и невозврата выданных валютных кредитов. Между тем независимые эксперты разошлись во мнении относительно того, в какой валюте сегодня стоит брать кредиты, и вообще – стоит ли их брать до полного восстановления экономики.
«Сейчас ситуация значительно стабилизировалась. И мы приняли решение, что возобновляем для физических лиц практику валютных кредитов по всем направлениям, кроме ипотечного, – сообщил Герман Греф премьеру. – Риски девальвации существенно снизились».
Мораторий на выдачу кредитов физическим лицам в иностранной валюте на неопределенный срок Сбербанк ввел в конце декабря прошлого года, а письменное распоряжение за подписью президента Сбербанка о приостановке выдачи розничных кредитов в валюте было получено в конце ноября. Основной причиной прекращения кредитования физлиц в валюте в Сбербанке тогда назвали нежелание «перекладывать валютные риски на клиентов».
По мнению опрошенных «НГ» экспертов, последнее решение Сбербанка можно объяснить не только некоей стабилизацией на валютном рынке, но и желанием банка не потерять своих позиций на рынке банковских услуг. «С одной стороны, это решение выглядит довольно интересным, учитывая, что именно Греф в свое время бил тревогу по поводу невозвратов по кредитам и необходимости докапитализации банковской системы, – отмечает заместитель гендиректора компании «ФинЭкспертиза» по работе с кредитными организациями Наталья Борзова. – С другой стороны, риск девальвации рубля в настоящее время действительно снижен». Действия Сбербанка, по ее мнению, вызваны, во-первых, тем, что он не хочет терять нишу, связанную с валютными кредитами, и желает оставаться универсальной кредитной организацией. «А во-вторых, даже если возникнет риск девальвации, то они на этом не проиграют, – считает Борзова. – Доходы у нас считаются в рублях, так что в рублях, даже после переоценки, они получат больше».
В свою очередь, аналитик компании «Арбат-Капитал» Михаил Завараев согласен, что риски девальвации снизились, хотя некоторые эксперты и говорили о 30–40% удешевления рубля. Что же касается мотивов, которыми руководствовался Сбербанк, то, как поясняет эксперт, есть структура пассивов и структура активов, которые должны соответствовать в разных валютах, чтобы изменение их курса как можно меньше влияло на банковский бизнес. «Пассивы у Сбербанка, насколько я помню, вполне позволяют выдавать кредиты в валюте, – продолжает аналитик. – Более того, он должен их выдавать, чтобы снизить эти самые риски. Мне вообще не очень был понятен смысл прекращения выдачи этих кредитов в прошлом году – разве что снизить нагрузку на сотрудников».
В то же время, как отмечает Завараев, отчасти это решение можно считать и пиар-ходом, поскольку большого объема выданных кредитов в валюте населению мы не увидим. «Но чего здесь больше – пиара или желания банка зарабатывать на выдаче валютных кредитов, пока сказать сложно», – отмечает эксперт.
С этой точкой зрения согласна и директор Центра макроэкономических исследований (ЦМЭИ) аудиторско-консалтинговой компании «БДО Юникон» Елена Матросова. «У Сбербанка сегодня много пассивов, так что размещать кредиты в валюте может оказаться достаточно выгодно, – считает она. – К тому же неопределенность с курсовой динамикой сегодня рассосалась, а Центробанк очень четко стал регулировать предложение рублевой ликвидности».
Однако вопрос о том, насколько выгодным может оказаться предложение Сбербанка в нынешних условиях и в какой валюте стоит сейчас брать кредиты, разделил экспертов. «В данный момент я вообще не брал бы кредит, – сообщил Завараев. – Во-первых, подождал бы снижения ставок. А через полгода-год склонялся бы к кредиту в валюте, поскольку ожидания к укреплению рубля все-таки есть и цены на нефть могут вырасти». Впрочем, уточняет аналитик, это довольно рискованная позиция, и решать, стоит ли брать кредит, пусть даже через некоторое время, должен сам потенциальный заемщик.
«Я всегда придерживалась точки зрения, согласно которой всегда лучше брать кредит в той валюте, в которой получаешь доход, – говорит Наталья Борзова. – То есть если речь идет о зарплате в рублях, за исключением иностранных компаний, то в них и стоит брать кредиты. Вопрос лишь в ставках за его пользование, но это дело заемщика».
Партнер компании «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Артемьев уверен, что кредиты сейчас лучше брать в рублях. «В последнее время на валютных рынках наблюдается значительная волатильность и видна тенденция к понижению курса рубля, – отмечает эксперт. – Если в ближайшем будущем цены на сырьевых рынках не начнут расти, тогда как нефть уже три месяца держится примерно на одном уровне, направленность к снижению сохранится. В связи с этим можно говорить о том, что кредиты в долларах и евро вряд ли будут пользоваться популярностью. Впрочем, валютные кредиты для физических лиц никогда не были сильно востребованы».