Правительство мужественно встречает богатый катастрофами август-2009.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Трагедия на Саяно-Шушенской ГЭС не стала главной темой вчерашнего заседания президиума правительства. Говорить о ЧП позволил себе только премьер Владимир Путин, давший более чем сдержанные оценки случившегося. Очевидно, что основной заряд эмоций и организационных решений он сознательно не стал растрачивать до посещения места катастрофы, запланированного на сегодняшний день.
В пятницу Владимира Путина ждут на Саяно-Шушенской ГЭС, где он намерен провести совещание по проблемам ликвидации последствий едва ли не самой масштабной аварии в отечественной гидроэнергетике. Вчера же премьер был предельно осторожен в оценках ЧП. Он констатировал, что трагические события показали, как много необходимо сделать для повышения надежности гидротехнических сооружений. «Считаю, что нужно провести серьезную ревизию всех стратегически важных объектов инфраструктуры, отработать алгоритм их регулярной модернизации и контроля за техническим состоянием», – заявил Путин. Другая превентивная мера против техногенных аварий, предложенная им в ходе заседания президиума, – повышение технологической дисциплины во всех отраслях экономики.
Ликвидацией последствий ЧП и восстановлением Саяно-Шушенской ГЭС займется вице-премьер Игорь Сечин, который возглавит специальную правительственную комиссию. Учитывая, что эксперты оценивают примерный срок восстановления ГЭС до пяти лет, эта комиссия имеет высокие шансы пережить нынешний кабинет министров. Однако смущает не столько это обстоятельство, сколько стереотипная реакция властей на всякого рода катастрофы и несчастья. Всякий раз объявляется кампания, в рамках которой осуществляются тотальные проверки того, что на этот раз принесло в Россию несчастье, – касается ли это пожарной безопасности школ и домов престарелых, технического состояния авиалайнеров или способности правоохранительных органов противостоять террористической угрозе. Или, как в данном случае, – предстоящих проверок надежности гидротехнических сооружений. При этом нет ответов на вопрос, почему в России регулярно дают осечки существующие системы контроля, которые должны рутинно, изо дня в день работать на предотвращение катастроф. Кампанейский подход к обеспечению безопасности и надежности функционирования предприятий и организаций – это для успокоения общественного мнения. Эпизодическая работа, даже подкрепленная авторитетом вице-премьера, обладающего самыми широкими полномочиями, не может служить гарантией от повторения ЧП на других объектах по другим сценариям.
Впрочем, власть из чувства самосохранения всегда пытается представить картину в выгодном для нее свете. Сделать это элементарно, достаточно обнародовать одну цифру, умолчав при этом о другой. Вчера такой прием использовал вице-премьер Сергей Иванов, когда по просьбе Путина докладывал о параметрах гособоронзаказа, который в 2010 году должен превысить 1,1 трлн. руб. В числе приоритетов Иванов назвал поддержание технической готовности сил общего назначения, что предполагает увеличение поставок новейших образцов техники и вооружения. Танки вице-премьер обещал поставлять в войска «не россыпью – единичными экземплярами, а только комплектно, например, батальонами». Гражданскую аудиторию акцент на слова «комплектно» и «батальон» наверняка впечатлит. Но военных вряд ли обманет. Им определенно известно, что в танковом батальоне от 30 до 40 машин. И для частей, не получавших новых танков лет 20, поставка батальона или даже двух все равно что капля в море.