Российские таможенники отсеивают в многокилометровую очередь только фуры с литовскими номерами.
Фото Reuters
Разгоревшаяся на прошлой неделе транзитная война между Россией и Литвой (см. «НГ» от 10.08.09) вчера вступила в фазу эскалации. Посол РФ Владимир Чхиквадзе был вызван в литовский МИД для объяснений по поводу «дискриминирующих» действий российских таможенников в отношении литовских автоперевозчиков. Не дожидаясь реакции со стороны Москвы, глава МИД Литвы Вигаудас Ушацкас обратился в Комиссию Евросоюза с просьбой «обеспечить равные условия для конкуренции перевозчиков из стран ЕС и пресечь дискриминацию перевозчиков на национальной почве».
«Я официально выразил ему недовольство по поводу ситуации, сложившейся на границе Латвии и России (литовский транзит в Россию осуществляется через латвийские погранпереходы. – «НГ»), – заявил вчера Вигаудас Ушацкас, комментируя факт вызова российского посла для объяснений. – У нас есть информация о том, что видно, как дискриминируют литовских перевозчиков. Я сказал российскому послу, что это не соответствует духу конструктивных, деловых, прагматичных отношений между Литвой и Россией. Я призвал, чтобы Россия приняла срочные меры к изменению ситуации».
Накануне стало известно, что для решения проблем литовских перевозчиков на российской границе из отпуска был отозван посол Литвы в России Антанас Винкус. Как сообщили СМИ литовские представители, «Винкус направляется в Москву, чтобы по дипломатическим каналам искать меры разрешения конфликта, поскольку ему поручено организовать встречу российских и литовских таможенников».
К обострению российско-литовских отношений привело объявление Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ об усилении с понедельника контроля за прохождением грузов на границе с Литвой. Согласно опубликованному на официальном сайте ФТС сообщению, данное решение принято «в связи с участившимися случаями недоставки товаров и транспорта в таможни назначения, что наносит значительный ущерб государственному бюджету». По данным ФТС, наибольшее число нарушений такого рода выявлено в деятельности отдельных литовских перевозчиков. В сообщении также говорится, что «в случае нормализации обстановки прежний порядок проведения таможенных процедур может быть восстановлен».
Впрочем, проблемы на российской границе у литовских грузоперевозчиков начались еще на прошлой неделе. Уже тогда на границе скопились многокилометровые очереди из фур с литовскими номерами, ждавшими в очереди усиленного досмотра российскими таможенниками.
Сейчас конфликт на границе грозит перейти из чисто экономической плоскости в политическую. Об этом свидетельствует вчерашнее обращение главы МИД Литвы к Евросоюзу. Не дожидаясь итогов встречи с российским послом, Вигаудас Ушацкас обратился в Комиссию Европейского союза с просьбой «обеспечить равные условия для конкуренции перевозчиков из стран ЕС и пресечь дискриминацию перевозчиков на национальной почве».
Представители литовских ведомств – Министерства транспорта и коммуникаций, МИДа, Таможенного департамента и Ассоциации литовских перевозчиков Linava считают решение России ужесточить проверку всех литовских перевозчиков неадекватным. По их мнению, повод для ужесточения проверки литовских фур – это 16 случаев возможного нарушения таможенных процедур, выявленных с начала года. Тогда как в Минтрансе республики отмечают, что эти 16 нарушений составляют всего 0,03% от общего числа пройденных таможенных процедур. При этом, по мнению литовцев, лишь 3 из 16 случаев имеют под собой реальный повод для претензий.
Поэтому в парламенте Литвы предположили, что действия России в данном случае имеют политический подтекст, что косвенно подтвердил и глава МИД страны в своем обращении к Евросоюзу. При этом литовская сторона не исключала возможности применения ответных мер, о чем, как сообщают литовские СМИ, Вигаудас Ушацкас говорил с председателем Литовско-российской межправительственной комиссии главой Минтранса РФ Игорем Левитиным, который, по словам главы МИДа, обещал помочь в решении этого вопроса.
Вчера представитель отдела внешних связей Министерства коммуникаций и транспорта Литвы Регина Склепович сообщила «НГ», что 10 августа в Вильнюсе состоялось межведомственное совещание МИДа, Минтранса, Таможенного департамента и т.д., на котором было решено, что нынешняя проблема должна решаться таможенными органами двух стран. «Именно поэтому все комментарии должны исходить от таможни», – отметила она.
В свою очередь, в ФТС РФ отвергают ссылки на «незначительность» поводов для претензий, которые использует литовская сторона. «По расчетам наших аналитиков, из-за недоставок товаров и транспортных средств в таможни назначения российский бюджет только в последнее время недополучил более 1 миллиона долларов, и это приобретает систематический характер, – пояснил «НГ» руководитель управления по связям с общественностью ФТС России Александр Смеляков. – Мы должны были реагировать на эту проблему и надеемся, что она будет решена». Правда, назвать конкретный срок, в течение которого взаимоприемлемое решение будет найдено, он не смог.
Между тем, как сообщили вчера «НГ» в Ассоциации литовских перевозчиков Linava, ситуация на границе с каждым днем ухудшается. «По нашим данным, в настоящее время по обе стороны границы на различных переходах скопилось более 2 тысяч литовских грузовиков, часть из которых ждет перехода уже пять–семь суток, – пояснил руководитель отдела коммуникаций Linava Гитис Винцявичюс. – При этом литовские грузовики выделяются в отдельную очередь, которая движется крайне медленно, тогда как пробка по обе стороны границы составляет сегодня около 15 километров. Для того чтобы снабдить водителей, которые сутками ждут пересечения границы, наша ассоциация сегодня вынуждена была направить грузовик с питьевой водой». Видимо, кому-то в России не очень нравится успешная работа литовских грузоперевозчиков, считает Винцявичюс. Хотя, по его словам, Ассоциация Linava всячески предостерегает своих партнеров от каких-либо ответных действий наподобие угроз перекрытия трассы у границы.
Гендиректор компании «Фин Экспертиза» Агван Микаелян уверен, что основной причиной нынешнего конфликта является борьба за рынок. «Снижение грузооборота порта Санкт-Петербург на 25–30% обернулось потерями миллиардов долларов, за которые сегодня, в условиях кризиса, идет серьезная борьба, – полагает аналитик. – В этих условиях совершенно непонятно, чем она в итоге закончится». Литва, по его мнению, не имеет серьезных рычагов воздействия на Россию. «Ответное ужесточение таможенных процедур ударит скорее по их же перевозчикам, поскольку из России поток грузов неизмеримо меньше, – полагает Микаелян. – Так что в любом случае в проигрыше окажется литовская сторона».