0
1638
Газета Экономика Интернет-версия

10.08.2009 00:00:00

Новая война в угоду питерским интересам

Тэги: литва, россия, экономика, конфликт


литва, россия, экономика, конфликт Калининградский порт оказался слабым местом в наступательной стратегии Москвы.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Едва закончив молочную войну с Белоруссией, Россия ввязалась в новый экономический конфликт – на этот раз с Литвой. В минувший четверг российские таможенники уведомили литовских коллег об ужесточении контроля в отношении литовских грузоперевозчиков. В ответ в субботу Литва объявила об отмене 35-процентной скидки на транзит по своим железным дорогам чугуна в калининградском направлении. Эксперты отмечают, что в отличие от других торговых войн Москвы новый конфликт не имеет политической подоплеки. Это попытка перенаправить торговые потоки с портов стран Балтии на порт Санкт-Петербурга, грузооборот которого упал в этом году на 25%.

«Литовские железные дороги отменили ранее введенный понижающий коэффициент к тарифам на перевозку чугуна в калининградском направлении, – сообщил в субботу руководитель пресс-службы Калининградской железной дороги (КЖД) Александр Першин, пояснив, что об этом его официально уведомил заместитель гендиректора АО «Литовские железные дороги» Альбертас Шименас. – В письме отмечается, что с 15 августа Литва отменяет действие 35-процентной скидки к транзитным тарифам на перевозку чугуна со станции Присады». Как пояснил Першин, это решение литовская сторона обосновывает обращением неназванных отправителей, выразивших «озабоченность в связи с установлением исключительных тарифов для конкретного грузоотправителя». «В документе со ссылкой на «мнение грузоотправителей» также отмечается, что такая дискриминационная мера может вызвать приостановку отгрузки чугуна как в направлении Калининградской области, так и Клайпедского порта и переориентировку этого грузопотока в другие порты», – пояснил российский представитель.

Эксперты склонны расценивать демарш Вильнюса как ответ на недружественные действия Москвы. В минувший четверг российские таможенники информировали литовских коллег об ужесточении контроля в отношении литовских грузоперевозчиков в связи с рядом зафиксированных нарушений процедур. В результате этих мер, требующих больших, чем прежде, затрат времени, на различных пунктах пересечения литовско-российской границы скопилось около 300 грузовых автомобилей с литовскими номерами. По данным ассоциации грузоперевозчиков Литвы «Линава», некоторые водители ждали проезда более двух суток.

Разблокированию ситуации на границе был посвящен телефонный разговор, который состоялся 7 августа между сопредседателями российско-литовской межправительственной комиссии – министром транспорта России Игорем Левитиным и главой МИД Литвы Вигаудасом Ушацкасом. В его ходе, как сообщила литовская сторона, Левитин обещал обсудить этот вопрос с представителями заинтересованных инстанций России.

Впрочем, и у России есть достаточно поводов для обид. Стоит напомнить, что в 1999 году стартовал проект «2К» – «Калининград–Клайпеда», когда президенты России и Литвы в совместном заявлении обратились к соответствующим инстанциям своих стран с просьбой подготовить предложения по согласованию железнодорожных тарифов и увеличению потока грузов через Клайпеду и Калининград. Однако в результате грузы шли в основном через литовскую Клайпеду. Теперь же, в свете последних событий, судьба этих договоренностей оказывается под большим вопросом.

Россия в силу размеров ее экономики несет несоизмеримо меньшие потери в торговых войнах с соседями, и Литва тут не исключение. Достаточно вспомнить историю приватизации НПЗ Mazeikiu nafta. Вильнюс воспрепятствовал переходу крупнейшего национального предприятия под контроль России. В ответ Москва в 2006 году под предлогом плохого состояния и необходимости ремонта перекрыла поставки на этот завод нефти по нефтепроводу «Дружба». Поставки до сих пор не возобновлены, несмотря на просьбы Литвы и Польши, чьей нефтяной компании PKN Orlen в итоге достался Мажейкяйский НПЗ.

Эксперты отмечают отсутствие политической подоплеки в новом торгово-экономическом конфликте Москвы. По их мнению, на этот раз причина торговой войны лежит исключительно в экономической плоскости. Таким – может быть, и несколько неуклюжим – способом Россия пытается помочь собственным транспортным компаниям. «Если всего год назад грузооборот Санкт-Петербургского порта превышал его возможности и грузы проще и дешевле было доставлять из литовских и латвийских портов, то сегодня ситуация радикально изменилась, – отмечает гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян. – Сейчас Санкт-Петербургский порт снизил грузооборот почти на 40% (по официальным данным – на 25%. – «НГ»), потерю которых надо как-то закрывать. Видимо, отсюда и решение об ужесточении таможенных процедур в отношении литовских перевозчиков, которые уже успели захватить этот рынок».

В свою очередь, глава департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев отмечает, что данная ситуация – это тот случай, когда обострение противостояния невыгодно ни одной из сторон. «Литва теряет на транзите, Россия – на отмене скидок, а в результате проигрывают обе стороны, – считает эксперт. – Остается надеяться, что из-за отсутствия политических проблем обе стороны урегулируют все спорные вопросы в течение короткого промежутка времени». Тем не менее, как считает Микаелян, по экономике Литвы возможный транзитный конфликт ударит больнее. «Ущерб для обеих сторон будет примерно одинаковым, – отмечает аналитик. – Но, учитывая разный масштаб потенциалов стран, Литва понесет более существенные потери».


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1604
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3526
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2595
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2104

Другие новости