Премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган готов сотрудничать с Россией в деле строительства в Турции первой атомной электростанции.
Фото Reuters
Вчера в Анкаре, куда с рабочим визитом прибыл российский премьер Владимир Путин, были приняты принципиальные решения, которые должны определить будущее российско-турецкого сотрудничества в энергетической сфере. Речь идет в том числе о проекте строительства газопровода «Южный поток», который обеспечит транзит российского газа в Южную Европу в обход Украины. К принятию этого решения оказался причастен итальянский премьер Сильвио Берлускони, специально ради этого прилетевший на один день в Анкару.
Однодневный блицвизит российского премьера Владимира Путина в Турцию, в рамках которого были проведены переговоры с турецким премьером Реджепом Тайипом Эрдоганом, принес ожидаемый положительный результат. Стороны, как принято это говорить в таких случаях, успели обсудить широкий круг вопросов двустороннего сотрудничества в области энергетики, транспорта и туризма. При этом акцент был сделан на нефтегазовой тематике. Главным результатом визита Путина в Анкару можно считать подписание межправительственного протокола о сотрудничестве в газовой сфере, в котором закреплено официальное согласие Турции на строительство газопровода «Южный поток» в ее территориальных водах.
По проекту этот газопровод пройдет по дну Черного моря из Новороссийска в болгарский порт Варну и далее через Балканский полуостров с выходом в Австрию и Италию. Пропускная способность «Южного потока» составит до 63 млрд. куб. м газа в год. Общий объем инвестиций в проект – 25 млрд. евро. Срок ввода в эксплуатацию – 2013 год. И хотя точный маршрут строительства газопровода пока не утвержден, турецких территориальных вод российской трубе никак не миновать.
В этой связи для Москвы имело принципиальное значение заручиться согласием Анкары, которая параллельно участвует в реализации проекта строительства газопровода Nabucco пропускной способностью до 31 млрд. куб. м газа в год. Причем этот проект сейчас значительно более проработан. Напомним, 13 июля в Анкаре при участии глав правительств Турции, Австрии и Венгрии и руководителей энергетических компаний Болгарии и Румынии было подписано Межправительственное соглашение по Nabucco. По мнению независимых экспертов, «Южный поток» и Nabucco не просто конкурируют, а взаимоисключают друг друга, поскольку потребности в газе у стран ЕС в перспективе будут значительно ниже предлагаемых объемов поставок.
У каждого из проектов в Евросоюзе есть сторонники и противники. Вчерашний день в полной мере подтвердил это. В Анкару специально для того, чтобы поучаствовать в переговорах по «Южному потоку», прилетел главный союзник Москвы в решении этого вопроса Сильвио Берлускони. Очевидно, что на турецкие берега его привел не только служебный долг и обязательства перед давним другом Путиным, для которого в сложившейся ситуации важно было продемонстрировать конкурентам прочность международной основы проекта «Южный поток». И с этой ролью Берлускони успешно справился.
В числе других документов, подписанных в Анкаре, можно назвать протокол о строительстве газопровода «Голубой поток-2», по которому российский газ начнет поступать в Израиль, а также межправительственный протокол, который предусматривает создание рабочей группы по проработке возможности участия России в проекте нефтепровода Самсун–Джейхан, который пройдет от черноморского порта Самсун до средиземноморского Джейхана для транспортировки нефти в обход проливов Босфор и Дарданеллы. Также принято решение о создании российско-турецкого консорциума для участия в тендере на сооружение первой турецкой АЭС.
Визит Путина оказался весьма урожайным и для бизнеса двух стран. В частности, турецкая компания Aksa Energy объявила о создании двух совместных предприятий – с российскими «Газпром экспортом» и «Роснефтью». При этом СП с «Газпром экспортом» будет заниматься поставками газа в Турцию, с расчетом что уже в 2010 году предприятие сможет реализовать на турецком рынке 15 млн. куб. м газа. А СП с «Роснефтью» будет специализироваться на строительстве ТЭЦ, причем не только в Турции, но и других странах.