Россия еще не скоро избавится от проблемы разбитых дорог.
Фото Евгении Штоколовой (НГ-фото)
Власти лишь на словах готовы следовать проверенным временем, в частности Великой депрессией 1929–1933 годов, рецептам выхода из кризиса. Вчера при утверждении на правительстве проекта бюджета на 2010 год выяснилось, что Белый дом фактически отказался от прежних планов выхода из кризиса и снижения безработицы с помощью расширения дорожного строительства.
Расходы на транспортную систему и на дорожное строительство сокращены в бюджете-2010 по сравнению с 2009 годом примерно на 10 млрд. руб. Об этом вчера сообщил агентству ПРАЙМ-ТАСС правительственный чиновник. Существенному сокращению в следующем году будут подвергнуты расходы на новое строительство в рамках почти всех федеральных целевых программ.
Между тем официальная «Программа антикризисных мер правительства РФ» предполагает не сокращение, а увеличение расходов на развитие транспортной инфраструктуры. Таким образом, один правительственный документ явно противоречит другому.
Отметим, что в тексте антикризисной программы правительства утверждается, что важную антикризисную роль будет играть «внутренний спрос со стороны государства (государственные инвестиции и государственные закупки) в сфере развития транспортной инфраструктуры». При этом утверждается, что бюджетные ассигнования на развитие транспортной инфраструктуры будут увеличиваться. Однако, судя по всему, антикризисные приоритеты правительства стремительно меняются, и в 2010 году власти уже не готовы расширять «внутренний спрос со стороны государства в сфере развития транспортной инфраструктуры». Сокращение расходов на дорожное строительство плохо согласуется с развернутой в последние дни с подачи президента Дмитрия Медведева и главы МВД Рашида Нургалиева информационной кампанией за усиление безопасности дорожного движения.
Метаморфозы антикризисных приоритетов правительства эксперты объясняют стремительным развитием кризиса и быстрым исчерпанием государственных резервов. «Дорожное строительство рассматривалось в качестве эффективной антикризисной меры в тот момент, когда власти ожидали неконтролируемого увеличения безработицы. Однако сегодня такие опасения уменьшились и на первый план вышли задачи сокращения бюджетных расходов», – считает гендиректор «Экономико-правовой школы ФБК» Сергей Пятенко.
«Когда использование дорожного строительства в качестве антикризисной меры перешло в стадию практической проработки, всплыли побочные негативные факторы – риски нецелевого расходования средств, издержки по контролю, неравномерность в потребностях в дорожных работах и уровня безработицы в конкретных регионах», – соглашается ведущий консультант «ФинЭкспертизы» Дмитрий Ширяев. По его словам, строительство, в том числе и дорожное, – это сфера с высоким риском приписок и хищений, а также внепланового удорожания работ. «История со строительством МКАД и попыткой понять причину высокой стоимости километра дороги еще не забыта властями», – напоминает эксперт. При этом создание адекватной системы контроля использования бюджетных средств потребует значительных усилий, в связи с чем экономический антикризисный эффект будет неизбежно снижен.