Свердловские коммунисты объявили вчера о проведении очередной акции протеста. По призыву местного отделения КПРФ пожилые люди будут требовать вернуть им натуральные льготы. Поводом для акции послужило намерение властей Екатеринбурга упразднить льготный проезд в общественном транспорте для пенсионеров. Городская Дума рассмотрит этот вопрос на внеочередной сессии 18 августа.
С предложением отменить льготные проездные обратились к властям представители муниципальных транспортных предприятий, которые, по данным пресс-службы мэрии, несут убытки и находятся на грани развала. Пытаясь избежать негативного сценария, перевозчики обратились в Региональную энергетическую комиссию (РЭК) с просьбой поднять стоимость проезда в городском автобусе с 11 до 25 руб.
После переговоров с регулирующим органом планку притязаний понизили до 14 руб. Однако председатель РЭК Николай Подкопай заявил, что и на эту цифру он не согласен. По его данным, пассажирский поток в муниципальном транспорте сокращается, а фонд зарплаты и прочие траты увеличиваются. Более того, огромные дотации в размере 500 млн. руб., выделенные из бюджета на перевозку льготников, далеко не всегда тратились по назначению. В частности, 51 млн. руб. потратили на приобретение автоэвакуаторов и прочие нужды, не связанные с перевозкой пассажиров. На приобретение уборочной техники мэрия потратила 161 млн. руб., хотя требовалось 70 млн. руб.
Учитывая столь вольное обращение с федеральными средствами, РЭК еще 7 июля попросила администрацию Екатеринбурга сверить расходование бюджетных средств. В пресс-службе энергетической комиссии «НГ» сообщили, что необходимые документы мэрия не предоставила до сих пор. В связи с этим Николай Подкопай предложил муниципальным автобусным предприятиям сократить расходы на 30%, если они хотят проиндексировать зарплату своим сотрудникам. Мэрия отреагировала мгновенно, заявив о сокращении социальных автобусных маршрутов и об отказе от льготных проездных билетов для пенсионеров.
Эксперты считают, что пенсионеры стали разменной картой в противостоянии между городскими и областными властями в их стремлении извлечь максимальную выгоду из монетизации. Мэрия не заинтересована разбираться с себестоимостью перевозок, поскольку на территории муниципальных автобусных предприятий за последнее время появились различные кафе, цехи по изготовлению окон, склады и т.д. Кому и сколько платят арендаторы, остается только догадываться.
Депутат Свердловской областной Думы Ринат Садриев, руководивший до недавнего времени частным автобусным предприятием, утверждает, что мэрия совершенно вольно платила частникам за перевозку льготников: во-первых, значительно меньше, чем муниципальным предприятиям, во-вторых, на глазок, не считаясь с реальным пассажиропотоком. Власти города делают вид, что никак не могут подсчитать, сколько всего денег надо на перевозку льготников, но при этом не вводят электронный билет, упрощающий эту процедуру.
Ринат Садриев убежден, что монетизацию сознательно «топят в мутной воде», даже не пытаясь подойти комплексно к решению проблем транспортников. Именно поэтому коммунисты и примкнувшая к ним Партия пенсионеров с января ставят вопрос о замене монетизации натуральными льготами. Акция протеста пройдет 1 августа.
Екатеринбург