Владимир Путин вместе с коллегами по правительству выслушал критику Дмитрия Медведева в адрес чиновников.
Фото РИА Новости
Глава государства поставил перед правительством задачу преодолеть отставание России от США в компьютерной сфере. Правда, Дмитрий Медведев пока сам до конца не уверен в том, насколько востребованы будут супер-ЭВМ в отечественном производстве. Где до сих пор предпочитают рассчитывать математические модели на ватмане, как в 30-е годы прошлого столетия.
Вчера в Кремле состоялось расширенное заседание Совета безопасности на тему развития супер-ЭВМ. «У нас сегодня такой нерутинный вопрос, я бы даже сказал, не кризисный, а стратегический. Мы говорим о создании и применении суперкомпьютеров, или так называемых грид-технологий. Технологий, которые образуют компьютерную инфраструктуру», – легко выговорил сложные технические термины Дмитрий Медведев, открывая совещание.
Изобилие непонятных слов в речи президента ввергло участников заседания в замешательство. Казалось, они тщетно стараются вникнуть в то, о чем говорит президент. Медведев это заметил. «Огромная часть предпринимателей, не говоря уже о чиновниках, вообще не знают, что такое суперкомпьютеры. Для них это такая экзотика – типа тех станков, которые в 20-е годы создавались для того, чтобы догнать и перегнать Америку», – съязвил он, окинув взглядом растерянные лица. И только премьер-министр Владимир Путин слушал главу государства с отрешенным видом.
«Мы существенно отстаем от мировых лидеров. В списке стран, где установлены самые мощные суперкомпьютеры, мы стоим на 15-м месте. Из 500 супервычислительных систем, как известно, 476 приходится на те, что созданы при помощи компьютеров, собранных в США. Поэтому в общем у нас ситуация совсем непростая», – продолжал нагнетать обстановку президент, потребовавший преодолеть этот разрыв при финансовой и организационной поддержке государства. Однако тут он вспомнил о еще одной неприятной проблеме: суперкомпьютеры не пользуются особой популярностью у российских производителей. «У нас только считанные единицы моделей (по сути, один самолет) обсчитаны на суперкомпьютере, то есть он существует в цифровом виде. Все остальное, как в 20–30-е годы, делается на ватмане и с применением прежних известных подходов», – посетовал президент.
Востребованность, по словам Медведева, надо стимулировать. Ведь без использования цифровых технологий Россия не сможет производить конкурентоспособные продукты. Для этого глава государства поставил перед правительством пять задач. Во-первых, определить приоритетное направление использования суперкомпьютерных и грид-технологий в области обеспечения национальной безопасности и социально-экономического развития страны. Во-вторых, наметить меры, которые позволят подтянуть уровень отечественной электронной компонентной базы до потребностей производства суперкомпьютеров. В-третьих, сформировать полноценную нормативно-правовую базу применения суперкомпьютеров. В-четвертых, создать условия для построения грид-сетей. В-пятых, организовать систему подготовки кадров, специалистов в ведущих вузах страны.
Главный докладчик на заседании, министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев заверил президента, что его ведомство уже трудится над повышением мощности российских суперкомпьютеров. «В настоящее время в России создано 47 центров с суперкомпьютерами общей производительностью 521 терафлопс (1012 арифметических операций в секунду). В МГУ осенью этого года планируются экспериментальные запуски суперкомпьютера мощностью до 500 терафлопс, что позволит удвоить вычислительный потенциал России», – сказал министр. «А уже через полтора года в России может появиться суперкомпьютер мощностью в 1 петафлоп (1015 арифметических операций в секунду)», – рассказал по окончании совещания помощник президента Аркадий Дворкович. На таком компьютере, например, можно создать интегрированную модель всех подсистем автомобиля, куда войдут все основные его параметры – от расхода топлива до безопасности пассажира. Правда, обогнать США все равно не получится, потому что компьютеры такой мощности там уже существуют.