Проблемы в работе Сбербанка возникают с завидной регулярностью.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера Сбербанк парализовал на несколько часов финансовую жизнь своих клиентов. В первой половине дня около трети отделений банка в Москве не проводили платежи, объясняя это отсутствием связи и сбоем компьютерных программ. В прежние годы крупнейший банк страны уже отличался и ошибками в начислении пенсий, и отказами банкоматов. Эксперты уверены, что очердной сбой снова сойдет Сбербанку с рук, так как судебные иски к нему малоперспективны.
«Мы в настоящее время проводим приостановку проведения всех платежей в Москве для того, чтобы устранить утренний сбой в работе части отделений», – в таких выражениях представитель банка Ирина Кибина объявила вчера о фактическом ступоре в работе отделений Сбербанка в Москве.
Сбой в работе трети отделений банка пресс-служба объяснила проведенной в воскресенье заменой программного обеспечения. В понедельник утром в связи с большим количеством операций новые программы дали сбой. Осознав, что устранить проблему быстро не удастся, в банке приняли решение вернуться на старое программное обеспечение.
В отделениях банка сообщили, что во время неполадок можно было осуществлять коммунальные платежи, а также проводить операции по возврату банку кредитной задолженности. В то же время, по словам работника отделения, операции по расчетным и депозитным счетам в режиме реального времени провести было нельзя.
«Чуть больше трети отделений в Москве с утра не проводят платежи в связи с техническим сбоем. Мы рассчитываем, что эти неполадки будут устранены до 11 часов», – первоначально пообещала Ирина Кибина. Действительно, ближе к полудню банку удалось восстановить работу части отделений, сообщила представитель Сбербанка, отказавшись уточнить детали. По словам Кибиной, в отделениях, где произошел сбой, можно было подать заявки на проведение платежных операций. Банк обещает провести их после устранения технических неполадок.
В прошлом году Сбербанк извинялся за сбои в работе банкоматов 25 августа 2008 года. Недоступность банкоматной сети была вызвана сбоем в работе баз данных центральной процессинговой системы Сбербанка России. Однако через несколько месяцев произошел еще один крупный сбой в работе банка. Сбербанк задержал выплату пенсий из-за ошибок в расчетах. Тогда около трети столичных пенсионеров получили вместо полной пенсии по 500 руб. Не забыты и более ранние примеры ненадежной работы банковских систем.
В июле 2007 года представитель Сбербанка подтвердил «случаи кратковременных сбоев при приеме коммунальных платежей по билинговой технологии» в некоторых московских подразделениях из-за модернизации программного обеспечения. Сбоями в компьютерной технике Сбербанк объяснял и прекращение работы своих банкоматов в 2003 году.
Невозможность платежей через Сбербанк наверняка доставила много неприятностей клиентам банка. Легко представить, что кто-то не смог вовремя вернуть долг, оплатить аренду, купить авиа- и железнодорожные билеты или внести аванс по важному контракту. Однако юристы считают, что пострадавшим гражданам будет очень сложно добиться компенсации ущерба от Сбербанка.
«Чтобы добиться компенсации упущенной выгоды, клиентам придется доказывать в суде, что они не имели другой возможности для платежей и не имели альтернативного доступа к наличности, что весьма непросто», – предупреждает юрист Общества защиты прав потребителей Дмитрий Лесняк. В то же время пострадавшие клиенты Сбербанка, которым пришлось пользоваться услугами других кредитных организаций, теоретически могут добиться компенсации дополнительных расходов, если они собрали достаточно свидетельств фактической неспособности Сбербанка выполнять платежи.
Не пострадают клиенты и в случае претензий тех получателей платежа, которым Сбербанк вовремя не перевел деньги. «Временем оплаты клиенты могут считать момент внесения денег в кассу, а претензии за задержку платежей можно смело переадресовать Сбербанку», – утверждает Лесняк, ссылаясь на статью 37 Закона «О защите прав потребителей».
«Если говорить о потерях, вызванных неправомерным списанием или неправильным перечислением денежных средств, полагаю, этот вопрос можно будет урегулировать в простом претензионном порядке путем обращения в обслуживающее отделение с заявлением и подтверждающими документами», – считает руководитель банковской практики компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Лидия Горшкова. Если же речь идет о причиненных кому-то из клиентов убытках, то здесь встает вопрос доказывания факта причиненных убытков, а также установление причинно-следственной связи именно между этим сбоем и заявленными убытками. «На практике это может вызвать значительные трудности», – отмечает Горшкова.