Главе департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максиму Медведкову нашлась новая сфера приложения усилий.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Вчера в Москве прошли первые рабочие консультации по организации официальных переговоров о вступлении России в ОЭСР, которые начнутся осенью 2009 года. Заявку о вступлении в ОЭСР – клуб самых развитых экономик – российское правительство послало почти 14 лет назад. Однако до реальных переговоров дело дошло только сейчас. Цель Москвы на переговорах – доказать, что управление российской экономикой сегодня вполне соответствует лучшим мировым образцам. ОЭСР же попытается добиться изменений экономической политики и практики в России. Одним из главных камней преткновения может стать слишком высокий уровень госвмешательства в экономику.
«Официальное начало переговоров по вступлению РФ в ОЭСР начнется осенью 2009 года», – заявил вчера замдиректора департамента торговых переговоров Минэкономразвития Владимир Ткаченко в ходе рабочих консультаций с представителями ОЭСР.
Он напомнил, что в конце июня Минэкономразвития передало в секретариат ОЭСР меморандум, в котором определена позиция правительства страны по общим подходам регулирования экономики и социальной сферы. «Сегодняшние консультации – важный этап подготовки к официальным переговорам, которые стартуют осенью этого года, когда состоится обсуждение нашего меморандума с руководством ОЭСР и начнутся заседания комитетов ОЭСР по его рассмотрению», – считает Ткаченко.
Директор правового директората ОЭСР Никола Бонуччи сообщил, что 22 комитета ОЭСР проведут детальный анализ меморандума правительства РФ, и на основании обсуждения каждый комитет представит свое мнение совету ОЭСР, который и будет принимать окончательное решение по вопросу вступления России в эту организацию. По его словам, из опыта предыдущих присоединений основное внимание будет уделяться вопросам корпоративного управления, экологии, налоговой политики, борьбы с коррупцией и допуска инвестиций.
В материалах Минэкономразвития отмечается, что в подготовленном меморандуме говорится о том, что из более чем 200 документов, которые есть в ОЭСР, у России есть претензии лишь по 13 документам и отказ – лишь по пяти. Ткаченко пояснил, что в первом случае речь идет о том, что Россия в принципе готова принять тот или иной акт ОЭСР, но просит предоставить переходный период, чтобы принять соответствующую нормативную базу. Во втором случае, по его словам, речь идет о том, что РФ не согласна и воздержится от присоединения к тем или иным актам. В качестве примера он назвал вопросы в сфере поддержки киноиндустрии или рыболовства. При этом Ткаченко отметил, что внутри ОЭСР существуют различные точки зрения по тем или иным актам и есть возможность не соглашаться с какими-то документами.
По мнению Минэкономразвития, ценность ОЭСР для России состоит в том, что организация является своего рода клубом по обмену передовым апробированным опытом в области экономической и социальной политики.
Каких-либо количественных критериев членства не существует. Но для присоединения к организации все страны ОЭСР должны согласиться с тем, что страна-кандидат продемонстрировала «приверженность принципам рыночной экономики и плюралистической демократии». Россия подала заявку на вступление в ОЭСР в 1996 году. А в мае 2007-го на заседании совета министров ОЭСР было принято решение о приглашении России к началу переговоров о присоединении.
В правилах ОЭСР определено, что важнейшим условием присоединения к этой организации является членство в ВТО. Тем не менее, по словам Бонуччи, для того чтобы начать переговоры по присоединению к ОЭСР, не нужно быть обязательно членом ВТО. Каких-либо лимитов времени для анализа ситуации в России и выработки рекомендаций нет. «С чисто технической точки зрения обычно это занимает два года», – сказал Бонуччи. «В конечном итоге скорость и темп присоединения зависит от страны-заявителя, от того, насколько быстро она будет следовать рекомендациям и нормам нашей организации», – добавил он.
Впрочем, нет гарантий, что рекомендации ОЭСР будут восприняты российским правительством. Так, в последнем обзоре российской экономики эксперты ОЭСР упрекнули РФ за избыточный уровень госрегулирования рынков товаров и услуг. ОЭСР регулярно измеряет уровень госвмешательства в экономику с помощью индикатора регулирования рынков товаров и услуг (indicators of product market regulation – PMR). При этом средний уровень этого показателя по 30 странам – членам ОЭСР не превышает 1,5 единицы, а в России он оценивается почти в 3 единицы, что является абсолютной аномалией для этой организации. Однако усиление госрегулирования и госвмешательства в экономику является долгосрочной политикой российского правительства, которая вряд ли будет изменена в обмен на членство в ОЭСР.
Эксперты ОЭСР, в частности, отмечают усиление государственного контроля в стратегических отраслях экономики и призывают Москву снизить барьеры для иностранных инвестиций. Однако снижение уровня госконтроля в стратегических секторах представляется сегодня маловероятным.