Министр связи и массовых коммуникаций России Игорь Щеголев направил в правительство представление об увольнении своего заместителя Наума Мардера – ключевого чиновника, курирующего все вопросы фиксированной и мобильной связи. Об этом «НГ» сообщили сразу несколько чиновников в аппарате министерства. Причина конфликта между Щеголевым и Мардером, по данным источников, – поправки к Федеральному закону «О связи», а также судьба нового, еще не созданного общенационального оператора сотовой связи, который может возникнуть на базе одной из дочерних компаний телекоммуникационного холдинга «Связьинвест».
53-летний Наум Мардер считается одной из знаковых фигур отрасли связи. Заместителем главы отраслевого ведомства – в то время Госкомитета по связи и информатизации – он впервые стал в 1997 году. По разным данным, ему покровительствовал тогдашний вице-премьер по связи и инфраструктуре Владимир Булгак. Науму Мардеру приписывают также давнюю личную дружбу с Дмитрием Зиминым, основателем компании «Вымпелком» (сотовая связь «БиЛайн»).
Однако с Леонидом Рейманом, возглавившим в 1999 году Госкомсвязи, впоследствии преобразованный в Минсвязи, Мардер не сработался. Потому с 2000 по 2008 год числился на скромной должности консультанта в некоем ОАО «Опытный научно-производственный центр по разработке и производству средств связи двойного назначения» (ОНПЦ). Но летом 2008 года новый министр связи и массовых коммуникаций Игорь Щеголев вновь пригласил Мардера в министерство: нужен был опытный профессионал, способный разобраться в отраслевых делах после ухода команды Реймана.
Но прошло меньше года, и Науму Мардеру, вероятно, придется уйти. По данным источников «НГ», у министра и его ключевого заместителя кардинально разошлись взгляды на поправки в Федеральный закон «О связи», формально предложенные депутатом-единороссом Максимом Коробовым. В соответствии с этими поправками в России должно быть введено государственное регулирование тарифов так называемых «существенных» операторов мобильной связи. Причем «существенными» признаются операторы, чья доля на рынке всей страны или хотя бы одного конкретного региона превышает 25%. К этой категории относятся операторы «большой тройки» – МТС, «БиЛайн» и «Мегафон», и только они.
Отраслевые эксперты сходятся во мнении, что «поправки Коробова» к Закону «О связи» фактически нужны для того, чтобы расчистить место на рынке для нового, четвертого оператора сотовой связи, который планируется создать на базе федерального оператора дальней связи «Ростелеком», крупнейшей дочерней компании холдинга «Связьинвест». Этот оператор скорее всего будет образован путем поглощения «Ростелекомом» или одной из его дочерних структур наиболее заметных региональных и межрегиональных компаний связи: «Скайлинк», СМАРТС, «Уралсвязьинформ» и других.
Наум Мардер изначально выступал и против госрегулирования тарифов сотовых операторов, которое может привести лишь к росту расценок и картельному соглашению между компаниями «большой тройки», и против создания четвертой федеральной сотовой компании. Которая под крылом государства в лице «Связьинвеста» может получить тепличные условия и сформироваться фактически вне реальной рыночной конкуренции, как некогда «Мегафон», который в начале 2000-х годов плотно опекала команда Реймана.
Министр Игорь Щеголев, судя по всему, длительное время разделял позицию своего заместителя. Собственно, поэтому и «поправки Коробова» застряли в комитете Госдумы по информационной политике и информационным технологиям. Однако в начале лета 2009 года точка зрения Щеголева неожиданно изменилась. Он стал сторонником госрегулирования тарифов «большой тройки» и создания четвертого федерального сотового оператора. Не исключено, что столь резкая смена позиции министра стала результатом сближения Щеголева с его предшественником Леонидом Рейманом. Это сближение подтверждает и факт избрания Реймана председателем совета директоров холдинга «Связьинвест» 29 июня с.г. при сенсационной поддержке Минкомсвязи. А именно Рейман считается идеологом новой сотовой компании, которая, согласно замыслу, должна потеснить операторов «большой тройки».
2 июля профильный комитет Госдумы отложил рассмотрение «поправок Коробова» на неопределенный срок – несмотря на положительную позицию Министерства связи и массовых коммуникаций. Такое решение думского комитета, возглавляемого известным журналистом-депутатом Валерием Комиссаровым, вызвало в министерстве форменный скандал: в окружении Игоря Щеголева предположили, что Наум Мардер задействовал личные связи, чтобы торпедировать проект, формально продвигаемый его собственным ведомством. Недоброжелатели Мардера тут же заговорили о его более чем тесных связях с компаниями «большой тройки», особенно – «Вымпелкомом» и МТС. Впрочем, независимые эксперты склоняются к мысли, что в условиях экономического кризиса создание нового полугосударственного сотового оператора может стать заведомо неэффективным и Мардер – «единственный из отраслевых руководителей, кто это понимает».
Отставка Мардера может оставить Минкомсвязи без последнего профессионала собственно в отрасли связи. Уже называют имена претендентов на кресло замминистра. Команда Леонида Реймана, по некоторым данным, хотела бы видеть на месте Мардера 58-летнего Валерия Бугаенко, связиста в погонах, ныне возглавляющего Федеральное агентство по связи. Другой претендент – Михаил Лещенко, советник Игоря Щеголева, непосредственно занимающийся вопросами реорганизации «Связьинвеста». Но кто бы ни сел в кресло Наума Мардера, уже очевидно, что трансформация главного телекоммуникационного холдинга страны не обойдется без аппаратных скандалов и кадровых потрясений.