Польские акционеры Мажейкяйского НПЗ мечтают о российской нефти.
Фото Reuters
Польша, власти которой громче всех в Европе до сих пор требовали снизить зависимость Старого Света от поставок энергоносителей из России, сама намерена увеличить долю российских нефти и газа в собственном энергобалансе. В субботу агентство Reuters процитировало советника польского премьера Дональда Туска, который заявил о готовности подписать долгосрочный контракт с «Газпромом» о поставках газа до 2035 года, причем с ежегодным увеличением объемов. Днем ранее польские хозяева литовского нефтеперерабатывающего комплекса «Мажейкяй нафта» (Mazeikiu Nafta) объявили о желательности возобновления поставок российской нефти на предприятие и готовности к новым переговорам с Россией на этот счет.
Варшава может продлить контракт на поставки российского газа до 2035 года, сообщил советник премьер-министра Польши Дональда Туска по вопросам энергетики Матей Возняк.
«Мы можем продлить контракт. Сейчас подходящее время для обсуждения этого вопроса. В случае успеха нам не придется вести повторные переговоры в течение ближайших лет», – цитирует Reuters представителя польского премьера. Возняк также сообщил, что Польша планирует к 2015 году увеличить потребление газа почти на 30%, и объемы поставок будут главной темой переговоров с Россией.
Действующий контракт предусматривает поставки российского газа в Польшу в 2010 году в объеме 8 млрд. куб. м. Но Польша хотела бы увеличить поставки газа от 2 до 3 млрд. куб. м с 2010 года. Об этом в конце июня заявил зампред правления польской нефтегазовая компании PGNiG Мирослав Добрут. По его словам, PGNiG рассчитывает договориться с «Газпромом» об увеличении поставок российского газа в Польшу к концу третьего квартала этого года. Добрут напомнил, что у Польши с «Газпромом» существует долгосрочный контракт от 1996 года, который действует до 2022 года. Документ неоднократно пересматривался, и сейчас стороны вновь обсуждают изменения его параметров.
Стороны провели уже две встречи, последняя прошла 26 июня в Варшаве. В ней от России участвовал замглавы Минэнерго Анатолий Яновский. «Мы представили свои предложения, и через две недели у нас будет очередная встреча», – сказал он. Между тем в конце июня польская PGNiG SA подписала в Катаре договор о поставках сжиженного газа в Польшу с 2014 года. Двадцатилетний контракт с Qatargas Operating Company предполагает поставку около 1,5 млрд. куб. м газа в порт на Балтийском море.
Польские компании заявляют о заинтересованности в расширении поставок из России не только газа, но и нефти. В прошлую пятницу агентство Bloomberg сообщило о заинтересованности польской компании PKN Orlen, которая владеет литовским нефтеперерабатывающим заводом Mazeikiu Nafta, в возобновлении поставок российской нефти. По словам гендиректора PKN Orlen Яцека Кроика, польская сторона «обдумывает продолжение переговоров с русскими, включая «Транснефть», оператора нефтепровода «Дружба». «Это запасной вариант, но весьма реалистичный», – пояснил Кроик.
До мая 2006 года контрольный пакет литовской Mazeikiu Nafta принадлежал голландской «дочке» ЮКОСа и был продан польской PKN Orlen для выплаты налоговых претензий к ЮКОСу. Кроме PKN Orlen на литовский завод в Мажейкяе претендовали российские компании, среди которых упоминалась «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ». Летом 2006 года российская госкомпания «Транснефть» прекратила прокачку нефти на литовский неперерабатывающий завод, ссылаясь на технические повреждения и необходимость ремонта нефтепровода. Варшава и Вильнюс увидели в этом шаге попытку отомстить за продажу НПЗ нероссийской компании.
Российские эксперты объясняют нынешний интерес к российским поставкам стремлением Варшавы сохранить существующие сухопутные маршруты экспорта нефти и газа.
«Позиция польских компаний – это просьба к Москве не нарушать сложившиеся направления поставок углеводородов, в которых заинтересована Польша», – считает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. По его словам, строительство нефтепровода БТС-2 может закрыть сухопутные транзитные поставки нефти через Белоруссию, Польшу и Германию, направив их в российские терминалы на Балтийском море. Кроме того, после начала работы газопровода «Северный поток» транзит газа через Белоруссию также может заметно сократиться», – считает Крутихин.
«Перспектива возможного будущего дефицита газа в Европе заставляет Польшу искать долгосрочные источники энергоснабжения», – считает руководитель Центра энергетической политики Института Европы РАН Алексей Хайтун. По его словам, проект освоения Штокмановского месторождения газа в России вполне может быть отложен из-за своей дороговизны. Кроме того, под вопросом может оказаться и обеспечение ресурсами «Северного потока», что также поставит под сомнение этот проект, считает эксперт.
Заметим, что официальная приверженность Варшавы общеевропейским лозунгам о диверсификации энергопоставок никогда не мешала ей решать вопросы с Россией исключительно с прагматичных позиций. Эта политика получила развитие в правительстве нынешнего премьера Дональда Туска, сменившего в ноябре 2007 года после победы на парламентских выборах заидеологизированное и антироссийски настроенное правительство Ярослава Качиньского. Так, в декабре 2007 года Варшава не откликнулась на призывы Киева о согласованном подъеме тарифов на транзит российского газа. Более того, в ущерб интересам украинских партнеров Польша даже увеличила объемы прокачки и потребления российского газа по старым тарифам.