При оценках драматизма кризиса жители Пикалева и других моногородов в расчет не берутся.
Фото Reuters
Вчера президент России Дмитрий Медведев сделал очень странные заявления, которые внутри страны могут быть расценены или как невладение реальной ситуацией, или как желание приукрасить действительность.
В интервью телевидению Китая Медведев заявил, что, несмотря на кризис, ничего драматического для уровня жизни россиян не происходит. Кроме того, президент также оценил общее количество безработных в стране «в размере около 6 миллионов человек», тогда как, по данным Росстата, подготовленным по методике МОТ (Международной организации труда), уже в конце апреля оно составляло 7,7 млн. Большинство экспертов считают, что Медведев сознательно исказил и приукрасил факты в расчете на иностранную аудиторию, поскольку российское население с такими оценками вряд ли согласится.
«Если говорить об уровне жизни наших граждан, то ничего драматического сейчас не происходит», – заявил в опубликованном вчера на официальном сайте Кремля накануне начинающегося сегодня визита в Россию председателя КНР Ху Цзиньтао в интервью китайским журналистам Дмитрий Медведев. Нельзя сказать, что президент вообще умолчал о вызванных кризисом проблемах. Он, в частности, отметил, что есть проблемы с отдельными предприятиями. Они оказались в сложной ситуации из-за того, что разрушен технологический цикл или произошло падение цен по экспортным направлениям. По словам Медведева, им оказывается адресная помощь. Признался президент и в неудачах в преодолении зависимости экономики от экспорта энергоносителей.
В то же время ответы на вопросы социально-экономической тематики представляют ситуацию в стране намного лучше, чем она есть на самом деле. «Что касается текущей ситуации, конечно, кризис никому не добавляет позитивных эмоций, но пока каких-то существенных ухудшений не произошло», – сказал Медведев. Из главных социально-экономических проблем он отметил инфляцию и безработицу. «У нас возросла инфляция, хотя сейчас темпы ее роста замедлились, тем не менее она высокая, – пояснил глава государства. – У нас есть проблемы с безработицей, общее количество зарегистрированных безработных сейчас составляет больше 2 миллионов 200 тысяч человек, что для России не маленькая цифра, при этом регистрированные безработные, но есть еще и те люди, которые на биржу труда не встали, мы определяем общее количество людей, которые находятся в постоянном поиске работы, где-то в размере около 6 миллионов человек».
Между тем цифра в 6 млн. безработных, которых берет в расчеты Кремль, намного ниже данных Росстата. Еще в конце апреля Росстат признал, что в соответствии с методологией МОТ число безработных составило 7,7 млн. человек, или 10,2% экономически активного населения России (75,2 млн. человек).
Сомнительны для россиян и президентские оценки драматизма складывающейся ситуации. Даже если не брать людей, уже потерявших в ходе кризиса работу, говорить о стабилизации на рынке труда нельзя. Проведенный в мае компанией HeadHunter.ru опрос среди 222 компаний показал, что лишь 38% из них не планировали в то время сокращать расходы на персонал. Треть компаний заявили, что собираются в ближайшие месяцы уволить часть сотрудников. И чем больше компания, тем сложнее ситуация. Если среди фирм численностью до 50 человек об увольнениях задумываются 21%, а о сокращении зарплат 11%, то среди компаний, где более 1000 сотрудников, такие меры планируют более половины. Уменьшить зарплаты сотрудникам намерены 55% крупных компаний и 11% небольших фирм.
Весьма относительны оценки президента и в вопросе отсутствия существенных ухудшений в сфере доходов населения. По данным Росстата, реальные располагаемые денежные доходы в апреле по сравнению с соответствующим периодом 2008 года снизились всего на 0,1%, а в январе–апреле – на 1%. Между тем в прошлом году за аналогичный период отмечался рост: к апрелю 2007 года – на 9,1%, а по итогам четырех месяцев – на 8,4%. Возможно, небольшое снижение доходов после бурного роста и можно оценивать как недраматичное событие. Если бы официальная статистика учитывала все доходы. Под нож в первую очередь попадают серые, нелегализованные доходы россиян. Работодателям проще всего сократить серые выплаты и зарплаты, что они и делают. Такие действия, как правило, не вызывают гнева административных структур.
О том, что россияне действительно затягивают пояса, свидетельствуют и другие данные – падение оборотов ритейлеров, продаж автомобилей и жилья, снижение турпотока.
Озвученные Медведевым масштабы безработицы в РФ озадачили экспертов. «Скорее это ошибка, правда, в связи с чем она была допущена – непонятно, поскольку президент прекрасно знает все цифры, – отметил руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН Евгений Гонтмахер. – Что же касается уровня жизни, то, по всей видимости, он имеет в виду, что снижение средней реальной зарплаты по стране на 1% – это совершенно незначительно. Если говорить формально, пользуясь официальными данными, то за время кризиса народ практически ничего не потерял, правда, и не приобрел. Стоит отметить, что примерно у половины работающего населения зарплата снизилась. Причем не на 1%, а, по самым скромным оценкам, – более чем на 15%». Наверное, есть в его ответах китайцам и элемент приукрашивания, считает Гонтмахер. «Понятно, что это интервью вряд ли прочитает значительная масса россиян, иначе у нее неизбежно возникла бы масса претензий к президенту, – продолжает он. – Это скорее политическое заявление, сделанное на потребу китайцам».
В свою очередь, глава компании экспертного консультирования «НЕОКОН» Михаил Хазин напоминает, что существует колоссальное количество методик подсчета безработных, так что и данные Медведева, и данные Росстата имеют право на существование. «Другое дело, что президенту данные об их количестве дают чиновники из ведомств, которые отвечают за состояние дел в этой сфере, потому в расчет берется цифра меньшая», – уточнил эксперт. «Чем руководствовался Медведев, говоря о том, что никакого драматизма нет, не совсем понятно, – отмечает Хазин. – На самом деле драматизма более чем достаточно – одно Пикалево и подобные моногорода с их проблемами чего стоят». Впрочем, перед страной стоят и куда более масштабные проблемы: критическое положение банковской системы из-за невозврата кредитов и состояние финансирования регионов. «Я вообще не представляю, как власти будут финансировать субъекты во втором полугодии», – сокрушается Хазин.
Впрочем, заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин полагает, что у большинства людей на самом деле ничего драматического не происходит, отсюда и оптимизм президента. Весь вопрос в том, что считать драмой, а что мелочами жизни. «Драма – это когда сегодня доллар стоит 6 рублей, а через несколько дней – 22, – отмечает эксперт. – Ничего подобного пока не наблюдается. В то же время наибольшие проблемы сегодня возникают у двух категорий – людей, ранее занятых в коммерческих структурах и сфере обслуживания, а также среди населения моногородов». Видимо, президент считает эти категории не настолько большими, чтобы испортить общую благостную картину, отмечает аналитик. «Сегодня наши люди боятся не столько того, что происходит, сколько того, что может произойти, – полагает Макаркин. – К тому же пенсии и зарплаты бюджетникам пока платятся и даже иногда индексируются».
Отметим, что приукрашивающее действительность заявление Дмитрия Медведева вписывается в череду благостных заявлений российских чиновников в последнее время. В основном с ними выступает первый вице-премьер Игорь Шувалов (см. «НГ» от 15.06.09), который, несмотря на ухудшающуюся статистику, еще в конце марта заявил о том, что дно кризиса либо достигнуто, либо скоро будет достигнуто. Фактически оценки властями кризиса прошли четыре этапа. Почти весь прошлый год чиновники демонстрировали супероптимизм, выражали надежду, что кризис обойдет Россию стороной. В сентябре–октябре, когда страну накрыла острая фаза кризиса, которую нельзя уже было игнорировать, они обещали минимальные потери по итогам года и демонстрировали полную растерянность, например, заявляли, что девальвации рубля вообще не будет, а через неделю начинали плавную девальвацию. В начале этого года в заявлениях чиновников был полный разнобой. Кто-то предупреждал о длительности кризиса и новых потерях, о возможности второй волны кризиса, как советник президента Аркадий Дворкович и вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин. Кто-то, наоборот, сулил скорое дно кризиса и скорый подъем.
Сейчас разнобой закончился. В официальных комментариях звучит исключительный оптимизм, а не согласные с такими оценками чиновники просто замолчали. Судя по последнему интервью Дмитрия Медведева, к формированию у граждан позитивной картины кризиса решено подключить и главу государства.