Андрею Гурьеву не хочется расставаться с креслом сенатора.
Фото ИТАР-ТАСС
В 2004 году Институт «Общественная экспертиза», учрежденный Союзом журналистов России, приступил к осуществлению долгосрочного проекта «Власть–Общество–СМИ». Пытаясь оценить власть глазами общества, организаторы проекта тогда составили характеристику действующих исполнительных и законодательных органов власти.
Из представленной экспертами информации можно было почерпнуть много интересного. Но, пожалуй, самым красноречивым оказался анализ активности и голосований членов Совета Федерации. Один из разделов исследований назывался так: «Совет Федерации: 178 неизвестных». В нем дана общая картина активности членов Совета Федерации на пленарных заседаниях за минувшие 100 дней. Помимо фамилий сенаторов было указано, какой орган власти они представляют, какой регион, сколько раз выступили с докладом, приняли участие в обсуждениях, обратились с запросом, высказались по ведению заседания, по прочим вопросам и сколько раз выступили в целом. Самыми активными тогда оказались спикер верхней палаты Сергей Миронов и его заместители, еще около 20 человек выступили от трех до восьми раз. Четыре десятка членов Совета Федерации подали голос аж один-два раза, остальные 90 сенаторов молчали все эти дни.
В резюме проводивших анализ экспертов среди наиболее эффективных лоббистов и влиятельных политиков – членов Совета Федерации назывались, к примеру, Александр Торшин, сенатор Андрей Гурьев (Ассоциация производителей удобрений) и спикер Сергей Миронов. «Из них двое, – отмечалось в докладе, – лишь в силу своего статуса проявляли активность в зале заседаний верхней палаты». Речь идет, естественно, о спикере Сергее Миронове и его первом заместителе Александре Торшине. Что касается, к примеру, сенатора Андрея Гурьева, то в исследовании отмечается, что хотя «по уровню влияния и эффективности лоббистских возможностей» он ни в чем не уступает статусной паре, а возможно, «и превосходит ее», однако, как выяснилось, «вообще за три месяца ни слова не сказал в зале заседаний».
С тех пор, как полагают эксперты, ничего не изменилось. При этом наблюдатели отмечают, что Андрей Гурьев, как и пять лет назад, избегает публичности не только в зале Совета Федерации. Впрочем, это и понятно. Сенатор Гурьев, как известно, является владельцем холдинга «ФосАгро». А эта компания сегодня на слуху, причем не в самом лучшем свете. Именно тень «ФосАгро», как говорится, встала сегодня над городом Пикалево, расположенным в Ленинградской области. В этом городке тысячи людей остались без средств к существованию во многом из-за того, что «ФосАгро» установил монопольно высокую цену на нефелиновый концентрат (он считается отходами апатитового производства), лишив сырья сразу несколько пикалевских предприятий. Примечательный факт: в минувший четверг в Пикалево решать проблемы вставших из-за отсутствия сырья предприятий приехал премьер-министр Владимир Путин.
Заметим, что градообразующее предприятие с безотходным производством «Пикалевский глиноземный завод» в свое время с разрешения Федеральной антимонопольной службы было разделено на три отдельных производства: «Пикалевский глиноземный завод», «Пикалевский цемент» и «Метахим» (содо-поташное производство). Ни одно из них самостоятельно существовать не может: все они связаны единым технологическим циклом, в основе которого был нефелиновый концентрат, поступающий с ОАО «Апатит», которое входит в холдинг Андрея Гурьева «ФосАгро».
«Считаю, что вы сделали заложниками своих амбиций, непрофессионализма, а может быть, и просто жадности тысячи людей. Это абсолютно недопустимо», – так оценил Владимир Путин деятельность бизнесменов, приведшую к остановке пикалевских предприятий. И добавил: «А где же социальная ответственность бизнеса?»
«Апатит», как известно, базируется в Мурманской области. Известно также, что совсем недавно у региона появился новый губернатор – Дмитрий Дмитриенко. За время, прошедшее с момента инаугурации, новый глава области фактически сменил всю прежнюю губернаторскую команду. Новых управленцев он собирал по всей России. Причин для кадровых перестановок много: от нелояльности новому руководству до «порочащих связей», в которых замечены отдельные представители региональной элиты.
Однако главной кадровой интригой ближайшего времени обещает стать решение губернатора о представителе главы региона в Совете Федерации. По некоторым данным, это место не прочь занять экс-губернатор Юрий Евдокимов. Кстати, это обычная практика последних лет. «Если Дмитриенко – человек глубоко разумный, то он был бы заинтересован в этом, – утверждает председатель комиссии Общественной палаты по региональному развитию Вячеслав Глазычев. – Евдокимов – дельный человек, хорошо знающий область. Такая опора новому губернатору не помешала бы». Заметим, что Глазычев – близкий к Кремлю человек. Другое дело, что уже восемь лет место в сенате от Мурманской области занимает владелец холдинга «ФосАгро» Андрей Гурьев. Понятно, что Гурьев, заинтересованный как в лоббистских возможностях, которые дает сенаторский пост (что, может быть, еще важнее), так и в том, что кресло в Совете Федерации дает статус неприкосновенности, что-то менять в своем положении не желает.
С другой стороны, до конца июня губернатор Дмитрий Дмитриенко должен назвать имя человека, который будет помогать ему лоббировать интересы региона на федеральном уровне. И выбор его, полагают эксперты, будет показательным. Оставить человека, который восемь лет на посту сенатора не слишком, что уж говорить, успешно лоббировал интересы региона, надо полагать, новому губернатору не хочется. Об этом, кстати, говорит и явно затянувшаяся пауза в этом кадровом вопросе. Надо полагать, после приведенных выше слов премьер-министра Владимира Путина мурманскому губернатору есть еще о чем призадуматься.
К тому же Дмитрий Дмитриенко успел ознакомиться с регионом и вникнуть в экономические и социальные проблемы Мурманской области, так что, похоже, понял, что успешность Андрея Гурьева как лоббиста своего бизнеса никак не сказалась на благосостоянии жителей Мурманской области, в том числе и тех, кто проживает в Кировске и Апатитах (где находятся рудники «Апатита»). За годы сенаторства Андрея Гурьева Мурманская область скатилась вниз по многим позициям.
Об инвестиционной привлекательности Мурманской области, похоже, все уже забыли. А ведь речь идет о регионе, где имеется более 60 месторождений полезных ископаемых, где богатые рыбные запасы, незамерзающий порт и Северный морской путь. О регионе, обладающем избыточной энергетикой, – Кольская АЭС снабжает не только Мурманскую область, но и соседние Карелию, Норвегию и Финляндию. О регионе, имеющем выгодное приграничное положение. А в итоге область уже долгое время является дотационной.
Убыль населения, развал рыболовецкого флота, рост безработицы (уже 16 тыс. человек, причем сокращения планируются на большинстве ключевых предприятий) – все это реалии сегодняшнего дня в Мурманской области. Кроме этого, в рамках военной реформы грядут увольнения на Северном флоте – несколько тысяч военнослужащих могут оказаться не у дел. В регионе один из самых низких на северо-западе показателей ввода жилья. Только за последние 10 лет с карты области исчезли 50 населенных пунктов, а сейчас предложено упразднить еще семь. Почти на 4,5 млрд. руб. был секвестрирован региональный бюджет, в первом квартале поступления туда снизились на 25% по сравнению с показателями прошлого года (причина – снижение в два раза налога на прибыль).
«Конечно, сенатору не под силу все это решить, – пишет интернет-издание «Век». – Но можно было взяться хотя бы за одну проблему (например, в области самая плохая питьевая вода в стране!) и сделать все для ее решения. Но опять-таки забота о регионе так и не стала приоритетной для крупного бизнесмена».
К примеру, сенатор Гурьев мог бы помочь решить проблемы заводов, которые работали на нужды Минобороны и которым государство не гасит долги. Или же взяться за проблемы увольняемых военнослужащих. Но о подобных подвигах представителя губернатора Мурманской области в Совете Федерации пока никто не слышал.
Понятно, что Андрей Гурьев намерен остаться на посту сенатора. И, похоже, губернатор может столкнуться с серьезным лоббистским ресурсом, которым сенатор обзавелся за восемь лет в СФ. В данной ситуации Дмитрий Дмитриенко находится перед непростым выбором. Но новому губернатору стоит рискнуть и поставить на этот пост дельного человека, который будет защищать интересы региона активнее собственных. Риск, связанный с противодействием со стороны нынешнего сенатора, себя, без сомнения, окупит. К тому же поставит точку в вопросе: кто в регионе хозяин? А это по нынешним кризисным временам дорогого стоит.