Минфин пояснил, в каких случаях у россиян можно отобрать всю валюту.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера Минфин опубликовал проект поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП), содержащий новые трактовки нарушений валютного законодательства, которые караются штрафом от 75 до 100% всей суммы валютной операции. В частности, гражданам грозят столь высокие штрафы при превышении объемов вывозимой наличной валюты и при использовании услуг неуполномоченных банков. Авторы поправок из Росфиннадзора считают, что новая версия валютных ограничений устранит возможность произвольного толкования. Однако независимые юристы указывают на обострение тенденции избыточного ужесточения валютного законодательства.
В новом законопроекте Минфина предусмотрено сохранение санкций – «наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции либо валютной операции, осуществленной с нарушением положений валютного законодательства». Однако формулировка валютной провинности теперь прописана более жестко и детально. Так, в действующей статье 15.25 о нарушениях валютного законодательства КоАП вывоз наличной валюты или использование «неправильных» банков вообще не упоминались. Теперь же валютные операции не через уполномоченные банки или сверхнормативный вывоз наличной валюты прямо упомянуты в качестве оснований для максимальных штрафов. Кроме того, действующий закон допускает штраф только в случае проведения «запрещенных операций». Теперь же Минфин с подачи Росфиннадзора предлагает штрафовать не только за проведение запрещенных операций, но и за «нарушения положений валютного законодательства РФ», что можно считать расширением сферы ограничений.
Независимые адвокаты считают предлагаемые новации продолжением тенденции формального ужесточения валютного законодательства. «Новые поправки предполагают более формальное описание возможных нарушений и применение довольно жестких санкций в виде 100% штрафа», – отмечает адвокат компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Елена Овчарова. По ее словам, положения статьи 15.25 о нарушениях валютного законодательства оспариваются в Конституционном суде из-за непропорциональности санкций, правда, в части нарушения при внешнеторговой деятельности.
«Вопрос о необходимости ужесточения санкций за незаконные валютные операции поднимается уже не в первый раз. И тот факт, что поправки в КоАП предлагается внести именно в период финансового кризиса, на мой взгляд, является удачным поводом довести задуманное до логического завершения», – считает партнер юридической компании «ATC group» Илья Ананьин. По его словам, многие валютные операции, которые сегодня совершаются в России, по сути, являются действительно незаконными. «Так, в пунктах обмена валюты нередко можно поменять деньги, не предоставляя документа, удостоверяющего личность, а также без каких-либо чеков и квитанций. Теперь же мало кто будет готов пожертвовать всей суммой сделки, меняя валюту в обменном пункте у метро. Возможно, более надежным будет поход в Сбербанк и обмен валюты по менее выгодному курсу, но с соблюдением всех формальностей. С другой стороны, добросовестный гражданин, может быть, и рад все сделать в соответствии с законом, но сотрудник банка просто не знает, что действует с нарушениями, тем самым подставляя как себя, так и клиента», – отмечает Ананьин. Кроме того, не исключен и рост злоупотреблений со стороны недобросовестных сотрудников милиции, которые попытаются использовать законодательные новации для выявления случаев нарушения валютного законодательства.
«Изменения, которые предлагает Минфин, не относятся к увеличению штрафных санкций, а фактически расширяют состав правонарушения. Данная мера скорее всего направлена на то, чтобы четко определить состав правонарушения», – соглашается старший юрисконсульт АКГ «Интерком-Аудит» Виталий Бородкин. По его словам, риски при совершении валютных операций существуют всегда, и связаны они прежде всего с тем, что субъекты при совершении валютных операций могут нарушать валютное законодательство умышленно или по неосторожности.
Источники в Росфиннадзоре пояснили «НГ», что считают новые поправки вполне разумными, поскольку они более точно описывают возможные нарушения и исключают опасность двойного толкования.