«Газпром» не пугают ни многомиллиардные долги, ни многомиллиардные обещания.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Строительство газопровода Nord Stream («Северный поток»), по которому газ из России должен по дну Балтики прямиком пойти в Германию и другие европейские страны, требует все большего привлечения средств. Мало того, что проект, который изначально оценивался в 2,5 млрд. евро, год назад подорожал почти в три раза – до 7,4 млрд. евро, так еще оказывается, что на его реализацию требуются финансовые гарантии на десятки миллиардов евро.
Акционеры «Газпрома» на своем годовом собрании 26 июня могут одобрить предоставление Nord Stream AG, оператору газопровода «Северный поток», гарантию лимитом в 24,035 млрд. евро. Как говорится в опубликованных в пятницу материалах холдинга, гарантия может быть предоставлена под поставки газа в Европу по соглашению между «Газпром экспортом» и Nord Stream.
Как известно, основным акционером оператора «Северного потока» – компании Nord Stream AG – с долей в 51% является «Газпром», еще по 20% принадлежит германским Wintershall Holding и E.ON Ruhrgas, а еще 9% – голландской Gasunie. В середине мая уже появились сообщения о том, что «Газпром» испытывает проблемы с финансированием «Северного потока». В условиях экономического кризиса концерн даже якобы попросил итальянское экспортно-кредитное агентство SACE увеличить объем гарантий итальянского правительства с 1 млрд. до 2,14 млрд. евро. Однако теперь сумма гарантий выросла более чем десятикратно. Как сообщил «НГ» источник в компании «Газпром экспорт», пожелавший остаться анонимным, «предложенная сумма является максимальной и совсем не факт, что она будет использована».
При этом сам «Газпром», раздавая многомиллиардные гарантии, испытывает трудности в финансировании. Видимо, не случайно, что на этом же собрании акционерам придется согласиться на привлечение новых кредитов. В общей сложности у Банка развития (ВЭБ), Сбербанка, ВТБ и Россельхозбанка планируется занять около 10,5 млрд. долл. В материалах одобрение этих решений мотивируется «необходимостью создания стабильных финансовых условий функционирования ОАО «Газпром» и его дочерних обществ как единого производственного комплекса».
Большая часть экспертов к планам газового холдинга по гарантиям и кредитам настроены очень критично. «У «Газпрома» очень большие аппетиты, – отмечает партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин. – Для примера можно взять хотя бы проект газопровода от Сахалина до Владивостока, который концерн оценил в 23 млрд. долларов. Совершенно безумная цифра». Компания явно завышает свои бюджетные оценки, уверен он. «Как минимум 30% от заявленных сумм уйдет «куда-то», – продолжает Крутихин. – У «Газпрома» сейчас и так около 50 млрд. долларов долгов, выплата по которым, учитывая падение добычи, спроса и снижения мировых цен на газ, довольна проблематична. А он намерен взять еще 10,5 млрд. долл.».
В свою очередь, ведущий аналитик ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров считает, что вопрос о гарантиях Nord Stream – внутрихолдинговая операция: «Если исходить из суммы гарантий, получается, что «Газпром» пытается гарантировать оплату по мощностям этого трубопровода «Газпром экспорту» на семь-восемь лет транзита». Правда, зачем даются гарантии на такой долгий срок, пока непонятно. Видимо, отмечает эксперт, это делается на фоне последних транзитных конфликтов с Украиной: «Для иностранных инвесторов такие гарантии должны послужить сигналом, что ситуация находится под контролем, к тому же совсем не обязательно, что в результате «Газпрому» по ним придется отвечать, если реализация проекта пойдет в ранее утвержденные сроки и без проблем».
Впрочем, Крутихин в отношении Nord Stream настроен пессимистично. «Все нынешние потуги – не более как надувание щек при плохой игре, – считает он. – Проект, несмотря на все усилия, с места не трогается. Я на 90% уверен, что Швеция не даст разрешения на его прокладку в своей зоне. То же самое касается и Финляндии. Инвестпроекта нет, так что сегодня можно давать какие угодно гарантии». За полтора года до ввода первой нитки газопровода еще не утверждена даже схема финансирования: ни один банк не подписал обязательств о предоставлении кредита. Тогда как сторонние инвесторы должны будут профинансировать 70% стоимости Nord Stream, то есть около 5,1 млрд. евро от нынешних 7,4 млрд.