Министр энергетики России Сергей Шматко удивлен беззаботностью ЕС перед лицом нового газового кризиса.
Фото ИТАР-ТАСС
Вчера глава Минэнерго Сергей Шматко выразил озабоченность уклонением Евросоюза от решения проблемы газового транзита через Украину. Чтобы обеспечить и внутренние потребности Украины в топливе, и его транзит в Европу, Киеву надо закачать в подземные хранилища около 19 млрд. куб. м газа. Цена вопроса – около 5 млрд. долл., которых у Киева нет, тогда как срок платежа истекает 7 июня. Последняя встреча главы Минэнерго с еврокомиссаром по энергетике Андрисом Пиебалгсом состоялась 28 мая в Риме, однако конкретных результатов не принесла. Эксперты считают, что нежелание Евросоюза участвовать в решении проблемы вызвано политическими мотивами – Европа в очередной раз готова принести собственную энергобезопасность в жертву политическим комбинациям.
«Мы ни в коем случае не хотим повторения ситуации, которая сложилась в январе этого года», – заявил вчера глава Минэнерго в интервью телеканалу «Вести». При этом Сергей Шматко выразил обеспокоенность недостаточно активной позицией стран Евросоюза в решении проблемы закачки российского газа в подземные хранилища Украины.
Проблема в том, что Киеву для обеспечения внутренних, а главное, транзитных возможностей, необходимо закачать в свои подземные хранилища газа (ПХГ) около 19 млрд. куб. м топлива. Стоимость решения проблемы – около 5 млрд. долл., найти которые сегодня является большой проблемой для Украины. Наученная горьким опытом зимнего конфликта с Киевом, Москва уже сегодня решила подготовиться к гипотетическим осложнениям и заранее предупреждает Европу о возможном появлении проблем с транзитом своего газа через украинскую территорию. Об этом на днях говорил и премьер Владимир Путин, и президент Дмитрий Медведев на саммите Россия–ЕС в Хабаровске. В качестве возможного варианта Россия предложила Евросоюзу подумать о предоставлении кредита Украине для обеспечения энергобезопасности. Правда, вразумительного ответа пока не получено. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу в понедельник отметил, что «очень сложно с нашим нынешним европейским бюджетом помочь Украине». Впрочем, он пообещал, что вопрос о поставках российского газа будет поднят на саммите ЕС, который откроется 18 июня.
Между тем Россия готова выделить в качестве кредита половину требуемой суммы, но под определенные гарантии и при условии, что этот процесс поддержит Европа. Эту идею, кстати, разделяет и премьер Италии Сильвио Берлускони. Однако пока Брюссель хранит молчание, и проблема зависает в воздухе, тогда как расчетная точка – 7 июня, после которой «Газпром» предупреждает о переходе на 100-процентную оплату, – приближается.
Судя по всему, Европа все еще предпочитает держать дистанцию в вопросе российско-украинских отношений по газовой тематике. Позицию европейцев красноречиво выразил 19 мая в Берлине в ходе IV Международной конференции, посвященной проблемам сотрудничества России и Евросоюза в газовой сфере, глава Европейского союза газовой промышленности Доменик Диспенца.
Он, в частности, подчеркнул, что Россия как экспортер энергоносителей должна по долгосрочным контрактам нести полную ответственность за доставку газа странам-потребителям. «Сложности со странами-экспортерами – проблемы только Москвы, но никак не Брюсселя, – уверен Диспенца. – Тем более что в цене, которую европейцы платят за российский газ, заложена надбавка за возможные транзитные риски».
По мнению экспертов, подобные ссылки европейцев выглядят безосновательными. «Позицию Еврокомиссии понять трудно, – отмечает директор Института национальной энергетики Сергей Правосудов. – С одной стороны, она действительно не имеет права распоряжаться финансами, к тому же вопросы поставок российского газа основываются на двусторонних соглашениях. Но с другой стороны, в вопросе модернизации украинской газотранспортной системы (ГТС) еврочиновники проявили недюжинную инициативу, заявив о готовности содействовать в выделении многомиллиардных кредитов. Так что двойственность позиции налицо». Получается, что Европа пока приносит вопросы собственной энергобезопасности в угоду политике, ссылаясь на необходимость исполнения коммерческих контрактов по поставке газа. Тем не менее эксперт считает, что Россия извлекла для себя уроки из зимнего газового конфликта, так что попытки заручиться поддержкой Европы, которая сама крайне заинтересована в получении российского газа, совсем не напрасны, несмотря на то что пока они наталкиваются на явное непонимание со стороны европейских структур.
В «Газпроме» думают о газовых резервах Киева. Фото Алексея Калужских (НГ-фото) |
В свою очередь, партнер консалтинговой компании RusEnergy Михаил Крутихин уверен, что ждать от Еврокомиссии значимых и конкретных решений по поводу поставок газа в Украину совершенно бессмысленно. «Еврокомиссия – совсем не тот орган, который распоряжается финансами и решает вопросы о выделении кредитов, – отмечает эксперт. – Единственное, что можно ждать от такой встречи, – выработка и принятие некой совместной декларации с Россией, призванной сгладить накопившиеся противоречия. Но проблема в том, что эти противоречия настолько велики, что ждать даже такого итога совершенно напрасно». По мнению Крутихина, если бы речь шла о двусторонних отношениях Евросоюза и Украины, проблем не возникло. Но как только в этот диалог вступает «Газпром», позиция Европы становится непримиримой.
При этом Крутихин допускает, что нынешняя ситуация играет на руку именно российскому газовому концерну. «Я вижу, что в нынешней пропагандистской войне это ужасно удобный предлог для «Газпрома» прекратить поставки газа в Украину и тем самым вызвать повышение цен на газ в Европе, – считает аналитик. – Тем более что перебои могут начаться уже 9–10 июня, если Украина вовремя не расплатится».