Возможно, что скоро немецкий автомобиль будут производить там же, где выпускают «Волги».
Фото Reuters
Судьба немецкого автомобильного производителя Opel решилась в субботу в пользу России. Сбербанк стал владельцем 35% акций концерна, австро-канадской компании Magna, которая выступила в партнерстве с российским банком и Группой ГАЗ, досталось 20%. Остальные акции остались у General Motors (GM) и трудового коллектива Opel – 35% и 10% соответственно. Эксперты сомневаются, что для Сбербанка, который и сам испытывает финансовые трудности, покупка будет выгодной. Россия может помочь Opel в расширении рынка сбыта, тогда как главная цель – доступ к западным технологиям – остается для нее под вопросом.
«Участие России в сделке по приобретению компании Opel поможет модернизации отечественной автомобильной промышленности», – заявил в субботу в интервью телеканалу «Вести» глава Сбербанка Герман Греф. По его словам, это очень хороший шанс для России получить по беспрецедентно низкой цене одного из наиболее продвинутых с точки зрения технологий европейского автопроизводителя.
В результате сделки, основные параметры которой были согласованы в ночь с пятницы на субботу, часть акций германского автоконцерна приобрела канадско-австрийская фирма Magna, выступившая в партнерстве со Сбербанком и Группой ГАЗ. В итоге Сбербанку, который выступил финансовым гарантом сделки, достанутся 35% акций Opel, Magna получит 20%, а ГАЗ, который не претендовал на акции, но выступал в альянсе с Magna в качестве «индустриального партнера», выразил намерение наладить выпуск немецких автомобилей в Нижнем Новгороде на своих производственных мощностях. Пока речь шла о сборке до 188 тыс. штук и продаже около 1 млн. автомобилей в год.
Напомним, что помимо канадско-российского консорциума на покупку контрольного пакета Opel претендовали итальянский Fiat и бельгийская инвестиционная компания RHJ International, а также китайская Beijing Automotive Industry Corp. В истории с продажей не обошлось и без небольшого скандала. Так, 29 июня глава Fiat Серджо Маркионне назвал продажу Opel непрозрачной и демонстративно не приехал на переговоры в Берлин. Он добавил, что Fiat заинтересован в Opel, но «сосредоточится на проведении сделки с Chrysler» и что «жизнь продолжается». Между тем сделку уже успели одобрить за океаном. Этот вопрос оказался настолько важным, что незадолго до ее заключения президент США Барак Обама позвонил канцлеру Германии Ангеле Меркель. По сообщению представителя администрации США, Обама назвал соглашение конструктивным.
Вместе с тем вопрос о том, сколько придется заплатить Сбербанку за приобщение к западному автопрому, остается открытым. Долги Opel оцениваются примерно в 7 млрд. евро, тогда как правительство Германии готово предоставить лишь 2,1 млрд. евро. Впрочем, Magna уже заявила о намерении выделить 700 млн. евро. Каким будет вклад Сбербанка, пока остается неясным.
Российские эксперты не спешат бить в литавры и намекают на целый ряд подводных камней, подстерегающих Россию, прорвавшуюся на западный автомобилестроительный рынок. «Выгодность сделки для Сбербанка будет известна лишь через несколько лет, – полагает аналитик ФК «Открытие» Кирилл Таченников. – Для страны сделку можно оценить двояко. С одной стороны, происходит экспансия за рубеж, что явно положительно. Но с другой – как бы не получилось, что, покупая по дешевке актив, он не стал бы еще дешевле в скором времени. Тем более что план выхода из кризиса для Оpel даже в новой ситуации не совсем понятен».
В свою очередь, руководитель аналитического отдела ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Николай Подлевских отмечает, что для Сбербанка сделка с Opel может иметь достаточный интерес как способ размещения денег в условиях кризиса. «Для ГАЗа есть шанс, что группа получит сразу двух западных партнеров, таких, как Magna и Opel, – отмечает аналитик. – Может быть, в будущем ГАЗ сможет либо развернуть на своих производственных мощностях производство комплектующих, либо начать выпуск самостоятельной модели. Если говорить о стране, то для России эта сделка стала наиболее значительным допуском к европейским производителям». Впрочем, отмечает Подлевских, есть и существенные опасения. «С одной стороны, Сбербанк получает 35%, и в союзе с Magna это 55% – то есть полный контроль. Однако степень того, насколько мы будем допущены к западным ноу-хау и технологиям производства, пока неизвестна». По словам эксперта, Magna – недостаточно жесткое образование, плюс к этому ее союз с ГАЗом – довольно эфемерное сообщество. «Она может в любой момент сыграть и на поле американцев (не случайно сделку одобрила администрация США), а тогда говорить о контроле и технологиях будет бессмысленно», – считает аналитик.
К тому же, как отмечает Подлевских, есть и сомнения по поводу правильности выбранной стратегии вложения денег для зарубежной экспансии. По его мнению, есть вероятность, что кризис будет продолжаться, в результате чего мировой автопром будет стагнировать не месяцы, а годы. «В этом случае использование накопленных средств в надежде потратить их для скупки подешевевших активов приобретет, мягко говоря, сомнительный оттенок», – считает эксперт.