Продолжающийся мировой кризис и резкое сокращение инвестиций не мешают российским властям продолжать политику вытеснения иностранных инвесторов. В прошлом году контроля над проектом «Сахалин-2» добился «Газпром», теперь очередной жертвой может стать французская компания Total, занимающаяся на условиях соглашения о разделе продукции (СРП) разработкой Харьягинского нефтяного месторождения в Ненецком автономном округе с общими запасами в 160,4 млн. тонн. При этом, как заявил глава Total в России Пьер Нергарарян, вхождение государственной «Зарубежнефти» в проект разработки Харьяги может быть оформлено задним числом - с 1 января 2009 года, если переговоры по этому вопросу завершатся в текущем году.
«Предполагается, что датой вступления «Зарубежнефти» в СРП будет 1 января 2009 года – постфактум», – сообщил Нергарарян журналистам в минувшую среду.
Между тем Минэнерго еще в сентябре прошлого года одобрило передачу «Зарубежнефти» 20% в Харьягинском проекте и внесло в правительство проект соответствующего постановления. Тогда же Пьер Нергарарян поделился тем, как в результате будет пересмотрена доля акционеров. По его словам, по 10% в пользу государственной «Зарубежнефти» отдадут Total и StatoilHydro. Таким образом, у них останется 40% и 30% в СРП соответственно, а «Зарубежнефть» получит 20%. При этом, как уточнил Нергарарян, оператором проекта останется французская Total. Тогда же должен был решиться и вопрос о сумме, который должна будет заплатить «Зарубежнефть» за свой пакет.
Впрочем, в прошлом году до окончательного оформления дело не дошло, поскольку документ был отправлен правительством на доработку. Однако 18 мая текущего года замглавы ведомства Стансилав Светлицкий пообещал, что в ближайшие дни новый проект распоряжения по вхождению «Зарубежнефти» в проект Харьяги будет снова внесен на рассмотрение членов кабинета министров. После этого включить ее в проект, пусть даже и задним числом, ничто не помешает.
Между тем официальных комментариев по поводу окончательной доли, на которую будет претендовать «Зарубежнефть» и ответа на вопрос, чем вызвано включение ее в состав акционеров задним числом, вчера «НГ» получить не смогла. В пресс-службе «Зарубежнефти» заявили, что компания «пока воздерживается от каких-либо комментариев по этому поводу».
Как отмечают эксперты, Харьягинский проект – последний из трех, который реализуется в России на условиях СРП и до последнего времени остававшийся вне поля зрения госкомпаний. Напомним, что после долгих попыток, в том числе с помощью Росприроднадзора, который угрожал отозвать лицензию на разработку, в апреле прошлого года «Газпром» добился вхождения в один из таких проектов – «Сахалин-2». При этом госконцерн получил контрольный пакет акций его оператора – компании Sakhalin Energy – 50% плюс 1 акция. Претензии государственных органов касались и «Сахалина-1», где 20% изначально принадлежали «Роснефти», и той же Харьяги. Но если «Сахалин-1» пока оставили в покое, то судьба Харьяги может решиться уже в ближайшие дни.
По мнению партнера консалтинговой компании RusEnergy Михаила Крутихина, в сегодняшней России, несмотря на кризис и снижение инвестиционной привлекательности, подобные маневры неудивительны. «Однако чем вызвано такое стремление войти в долю в Харьяге, предположить сложно, поскольку особого смысла, на первый взгляд, в этом нет, - отмечает эксперт. – Возможно, это решение связано с частными проблемами – государство заявило о стремлении войти в этот проект еще год назад, а сейчас формируется бюджет проекта на текущий год, утверждение которого без полного списка акционеров невозможно». «Зарубежнефть», войдя в состав акционеров и получив долю в 20%, должна будет внести свою инвестиционную составляющую, однако ответить на вопрос, сколько конкретно ей придется за это заплатить, Крутихин затруднился.
«Очевидно дело в специфике проекта СРП, - предполагает в свою очередь директор департамента Due Diligence компании «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток. – «Зарубежнефть» рассчитывает в случае заключения соглашения в этом году получить 20% продукции, которые будут добыты на месторождении за 2009 год. Для этого компании нужно войти в проект, пусть и задним числом». Хотя для проектов, разрабатываемых не на основе соглашения о разделении продукции, такое оформление сделки, мягко говоря, нехарактерно, отмечает аналитик.