Мосгордума при формировании бюджета находится в намного более выигрышном положении по сравнению с прочими региональными заксобраниями.
Фото Бориса Бабанова (НГ-фото)
Кризис вверг бюджет Москвы в рекордный дефицит. Вчера в Мосгордуму были внесены поправки, в соответствии с которыми доходы бюджета столичного сократятся в этом году более чем на 400 млрд. руб. по сравнению с первоначальным вариантом, а расходы только на 300 млрд. В результате властям города придется изыскивать 182,7 млрд. руб. на покрытие существенно выросшего бюджетного дефицита. Эксперты считают, что эти деньги будут найдены за счет привлечения заемных средств. В то же время другим российским регионам, испытывающим схожие проблемы, этот рецепт не годится. В отличие от Москвы их кредитоспособность в ходе кризиса резко упадет, о чем вчера заявило международное рейтинговое агентство Fitch. Для них едва ли не единственным источником получения финансовых ресурсов в условиях кризиса остался федеральный бюджет.
Как следует из внесенных в Мосгордуму поправок в Закон «О бюджете Москвы на 2009 год и плановый период 2010–2011 годов», общий объем доходов бюджета столицы прогнозируется на уровне 969,8 млрд. руб., расходов – 1,152 трлн. руб., а дефицит – 182,7 млрд. руб. Напомним, что действующий вариант бюджета Москвы исходит из того, что доходы города в этом году должны составить 1,387 трлн. руб., расходы – 1,462 трлн. руб., а дефицит – 74,9 млрд. руб.
В правительстве Москвы подчеркнули, что, несмотря на предлагаемое увеличение непокрытых доходами расходных обязательств, уточненный бюджет города полностью сбалансирован. Дефицит планируется покрыть из разных источников. Председатель комитета госзаимствований столицы Сергей Пахомов сообщил «НГ», что основным источником покрытия бюджетного дефицита в этом году станут займы. По его словам, программу заимствований Москвы в связи с этим предлагается увеличить на 35 млрд. руб. Всего власти города рассчитывают разместить в 2009 году облигаций на 90 млрд. руб. На сегодняшний день план выполнен более чем на половину – размещено облигаций на 52,5 млрд. руб.
Следует отметить, что облигации Москвы достаточно высоко котируются на рынке. Эксперты считают их хорошей альтернативой облигациям крупнейших госкомпаний. При этом во внимание принимаются такие преимущества этих ценных бумаг, как включение их в ломбардный список и низкий дисконт при проведении операций РЕПО с ЦБ (2,5%), льготное налогообложение, высокая ликвидность, доходность и надежность.
Пахомов пояснил, что новые облигации Москвы будут выпускаться со сроком обращения в 3–4 года, максимум – 5 лет, с погашением в 2013–2014 годах. «Мы не хотим увеличивать задолженность города в ближайшие три года. Если она начнет расти, то будем ее рефинансировать», – сказал чиновник. По его словам, сейчас долг Москвы составляет 131 млрд. руб. в форме облигаций. Кроме того, есть два еврозайма – на 374 млн. евро со сроком погашения в 2011 году и на 407 млн. евро со сроком погашения в 2016 году. «Эти займы не являются для нас проблемными, несмотря на то что стоимость их обслуживания в связи с девальвацией рубля заметно выросла», – отметил Пахомов.
Чиновник убежден, что в условиях кризиса для всех российских регионов, включая Москву, стало практически нереальным размещать внешние займы. «Рынки в принципе закрыты», – подчеркнул Пахомов.
Между тем пересматривать свои бюджеты и увеличивать их дефицит вынуждены и другие субъекты Федерации. Правда, большинство из них в отличие от Москвы вряд ли могут рассчитывать на покрытие бюджетных дыр с помощью заимствований. В опубликованном вчера исследовании международного рейтингового агентства Fitch отмечается, что общий экономический спад в России окажет негативное влияние на кредитоспособность местных и региональных органов власти.
Аналитики агентства предупреждают об усилении давления на рейтинги субъектов Российской Федерации в 2009 году. В особенности это затронет регионы, имеющие высокую долю краткосрочных обязательств и поставленные сегодня перед необходимостью рефинансировать крупные единовременные погашения. Fitch не исключает проведение негативных рейтинговых действий «в отношении тех субнациональных образований, которые будут демонстрировать низкое качество управления и не сумеют скорректировать бюджетные расходы с учетом снижения бюджетных доходов, что приведет к ухудшению общего кредитного качества таких эмитентов».
В таких условиях, по мнению аналитика УК «Уралсиб» Леонида Слипченко, в среднесрочной перспективе основным источником покрытия дефицитов региональных бюджетов будет федеральный бюджет. Эксперт полагает, что в результате регионы будут вынуждены в значительно большей степени, чем Москва, урезать свои траты, так как вряд ли федеральный Центр согласится удовлетворить все их запросы.