Владивосток напугал «Сибирь» запретом на обслуживание.
Фото РИА Новости
Несмотря на угрозу руководства международного аэропорта «Владивосток», которое пообещало со вчерашнего дня прекратить обслуживание рейсов авиакомпании «Сибирь» (S7 Airlines) из-за более чем миллионного долга за наземное обслуживание, ситуация не сказалась на графике рейсов компании. И «Сибирь», и Росавиация вчера сообщили о том, что все полеты на Дальний Восток выполняются в штатном режиме. Эксперты отмечают, что в период кризиса большинство компаний сталкиваются с проблемами, однако ситуация с «Сибирью», несмотря на наличие многомиллиардного долга, не является поводом, чтобы проводить аналогии с авиакомпанией Air Union, которая обанкротилась в прошлом году.
«Задолженность сибирской авиакомпании, а также отказ выполнять условия партнерского соглашения вынудили руководство аэропорта Владивостока принять решение об ограничении в обслуживании рейсов S7 из столицы Приморья с 21 мая на неопределенный срок», – заявила вчера пресс-секретарь владивостокского аэропорта Татьяна Пономаренко. По ее словам, стоимость обслуживания каждого рейса составляет более 300 тыс. руб. «Еще вчера долг «Сибири» составлял 903 тысячи рублей, – уточнила Пономаренко. – Сегодня он вырос до 1,272 миллиона рублей, так как за сутки было выполнено два рейса этой компании». К тому же претензии к «Сибири» высказывал и новосибирский аэропорт «Толмачево», где ее платежи составляют около 50% от всех сборов за аэропортовые услуги.
Впрочем, в беседе с «НГ» пресс-секретарь «Сибири» Ирина Колесникова заявила, что все эти заявления – голословные и никто не прекращал никакое обслуживание. «Просрочки нет, и мы регулярно осуществляем платежи, – пояснила она. – Понятное дело, что платежи все равно немного «зависают», но по договорам у нас нет никаких просрочек и с платежами все в порядке». Согласно договору, «окончательный расчет за услуги, оказанные аэропортом, производится перевозчиком на основании выставленных аэропортом счетов-фактур». По словам Колесниковой, до настоящего момента авиакомпания «Сибирь» не получала счетов-фактур за услуги, оказанные аэропортом в мае. В качестве подтверждения своей информации «Сибирь» опубликовала пресс-релиз, согласно которому все рейсы из Владивостока выполнялись по расписанию, так что «у пассажиров нет никакого повода для беспокойства».
Как сообщили «НГ» в Росавиации, на момент подписания номера в печать в ведомство официальных бумаг от аэропорта Владивостока не поступало, и авиакомпания «Сибирь» в штатном режиме выполняла свои рейсы в этот город. «Но у «Сибири», как и у других авиакомпаний, есть задолженность перед поставщиками и подрядчиками», – отметил советник руководителя Росавиации Сергей Извольский. Впрочем, более точные данные по объему задолженности он назвать отказался.
Между тем часть экспертов еще совсем недавно напоминали о проблемах, с которыми сталкивается «Сибирь» в период кризиса, так что проблемы с Владивостоком могли стать отправной точкой кризиса в компании, по аналогии с компанией Air Union, которая обанкротилась в прошлом году и была поглощена новым авиаконцерном «Росавиа».
По данным РИА Новости, в конце прошлого года стало известно, что по поручению Росимущества S7 проверяют представители Минтранса и Росавиации. Чиновники расследовали сообщения о попытках частных акционеров перевести часть активов S7 в авиакомпанию «Глобус», начавшую полеты с марта 2008 года. В декабре 2008 года гендиректор S7 Владислав Филев направил туроператорам письмо с указанием перечислять выручку в «Глобус», но позже это письмо было отозвано. Российские СМИ также сообщили, что частные акционеры S7 продали «Глобус» за долги. К середине февраля 2009 года задолженность S7 по кредитам и займам составляла 10,66 млрд. руб., причем лишь 12% этой суммы выдано без обеспечения, а остальное обеспечено поручительствами, имуществом авиакомпании и ее акциями. Причем в залоге у банков находятся практически все активы S7 – от самолетов и двигателей до административных зданий. До конца года авиакомпании необходимо погасить 3,93 млрд. руб., тогда как на 1 февраля ее наличность составляла лишь 130 млн. руб.
Пока эксперты лишь строят предположения, кому из игроков на рынке может быть выгодно ухудшение положения дел в «Сибири». В самой авиакомпании предпочитают не комментировать такие варианты. «Что касается подоплеки этих событий, то никаких предположений мы не строим, а просто говорим факты», – заявила «НГ» Ирина Колесникова.
В свою очередь, руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев считает, что проводить аналогии с Air Union вряд ли уместно. «Скорее всего действия руководства аэропорта Владивостока были продиктованы собственной тяжелой ситуацией, – считает эксперт. – Тем более что сегодня все испытывают нехватку оборотных средств: как авиаперевозчики, так и обслуживающий персонал». По его словам, все серьезные кредиторы отлично понимают, что банкротство «Сибири» чревато для них огромными потерями. И даже «Росавиа», в наследство которой досталось хозяйство обанкротившейся «Дальавиа», ничего не выиграет. «То, что положение «Сибири» далеко не блестяще – понятно, но говорить о том, что она находится на грани остановки своей деятельности, пожалуй, нельзя, – считает Пантелеев. – К тому же серьезных претензий от кредиторов нет. Я не думаю, что сегодня банкротство «Сибири» – второго по величине внутрироссийского авиаперевозчика – может сыграть кому-то на руку. Конечно, уход конкурента выгоден другим участникам, но выигрыша им это не даст».
«Ситуация в «Сибири» некритичная, хотя и неприятная, – отмечает аналитик ИК «Церих Кэпитал Менеджмент» Олег Душин. – Как конкурент для нее может выступать лишь «Аэрофлот», однако все предположения о том, что снижение показателей «Сибири» и ее нынешнее непростое положение выгодно тому или иному авиаперевозчику, нужно оставить на совести СМИ». К тому же сам «Аэрофлот» еще в декабре прошлого года принял окончательное решение о том, что «Сибирь» ему неинтересна.