В одном московском экономическом вузе известный профессор в лекциях по бизнес-администрированию часто вспоминает русский фольклор. А точнее – сказку про колобка, который эффективнейшим образом решает вопрос сиюминутного выхода из кризисных ситуаций. Не стоит пересказывать сюжет, главное помнить принцип: уйти, увильнуть и прошмыгнуть. И он обогащается жизнью, постоянно, в том числе и в современной экономике.
В начале июня будет год, как ОАО «Воскресенские минудобрения» (ВМУ) перешло под управление холдинга «Уралхим». И весь год предприятие непрерывно лихорадит. Началось с того, что владелец холдинга Дмитрий Мазепин выкупил у прежних хозяев предприятия 14,8% акций ВМУ, по которым шло судебное разбирательство. Их следовало вернуть, как сообщал тогда «Коммерсантъ», другой компании по опционному договору. Но что делать, если продавец не хочет возвращать спорные (это очень мягко говоря) акции, а хочет их продать, то почему бы не купить?
Впрочем, нельзя сказать, что Дмитрий Мазепин и его холдинг «Уралхим» не чтут действующее законодательство. Закон требует, чтобы покупатель контрольного пакета акций сделал обязательное предложение остальным акционерам о выкупе их акций. Поэтому «Уралхим» сделал соответствующее предложение и даже взял Сбербанк в гаранты выполнения своих обязательств. И холдинг действительно купил два маленьких пакета акций. Но вот у третьего акционера с долей более 20% покупать за 118 млн. долл. его пакет Дмитрию Мазепину, похоже, очень не хотелось. Это вполне понятно: предприятие и так уже принадлежало «Уралхиму». И в холдинге сделали все, чтобы не принять документы у миноритария. А потом, как сообщали в свое время РИА Новости, «Уралхим» просто сослался на то, что данная компания не подала документы вовремя (правда, Арбитражный суд подтвердил правоту миноритария).
В итоге получилась весьма занятная ситуация, если не сказать комбинация. В июне «Уралхим» акции купил, в июле сделал обязательное предложение, а в августе кризис грянул. И теперь не факт, что Дмитрию Мазепину эти акции нужны. А упомянутому миноритарию, похоже, за выкуп своих акций придется судиться со Сбербанком. Благо, что у «Уралхима» своих судебных дел хватает. Холдинг, как известно, давно уже судится с ОАО «Апатит». Главная претензия – «Апатит» поставляет ВМУ сырье в недостаточном количестве, да и стоит оно слишком дорого. В итоге долгих судебных тяжб ВМУ суд выиграли. Так что теперь объемы поступления на предприятия апатитового концентрата завод должны удовлетворять, да и цена на сырье получается вполне доступная.
Но не факт, что это спасет воскресенское производство. К примеру, ВМУ зимой четыре месяца вообще простояли, да и сейчас предприятие, по данным The Moscow Post, работает не слишком успешно – только на 30% от своей мощности. Другое дело – торговать, как говорится, концентратом «судебным». Затрат не слишком много, зато эффект впечатляет. Хороший бизнес: подать в суд на производителя, получить товар по низким ценам: но не перерабатывать его, отправлять прямиком на перепродажу, да еще и выбивать с этого рынка самого производителя.
В общем, экономика, как в сказке про колобка. Главное – уйти от проблем. От нормальных рыночных отношений с производителем сырья и т.д. Между тем купленные за весьма солидные средства ВМУ прибыли, на которую рассчитывал покупатель, похоже, в итоге не приносят. Есть проблемы и со сбытом. Заметим, что только за первый квартал этого года завод принес своим владельцам 800 млн. руб. убытка.
Как результат – руководство холдинга вынуждено ввести режим жесткой экономии. С нового года не финансируется собственный же Дворец культуры, сидят без денег библиотека и заводской музей. Сотрудники предприятия перешли на сокращенную рабочую неделю. Начался кадровый голод – с предприятия уволились многие инженерно-технические работники, причем в первую очередь речь идет о золотом фонде любого завода – начальниках цехов. В общем, о людях, всю жизнь отдавших заводу и имеющих огромный производственный опыт.
Правда, сотрудники ВМУ еще на что-то надеются. Поэтому они пишут письма – президенту, в Госдуму, в Общественную палату. На днях даже написали письмо руководителю Сбербанка РФ Герману Грефу (Сбербанк – главный кредитор «Уралхима»). Люди пишут о том, что нужно спасать предприятие, так как именно на сбербанковские деньги завод приобретался структурами Дмитрия Мазепина. Мол, в противном случае придется забыть о возврате кредита, ведь отдавать его «Уралхиму» нечем.
Недавно, как пишет The Morning News, «кипрская компания ACF Agrohim Finance Ltd., принадлежащая Мазепину, подала в суд на «Уралхим», который на 99% и принадлежит этой самой компании. Отметим, что ACF Agrohim Finance Ltd. направила в суд три иска. Во-первых, к собственной компании «Уралхим» и, во-вторых, к трем офшорам, держателям 72% акций ОАО «ВМУ», которые купил «Уралхим».
ACF Agrohim Finance Ltd., отмечает издание, настаивает на том, что сделка по приобретению 72% акций ВМУ путем покупки трех офшоров компанией «Уралхим» незаконна, так как она не была соответствующим образом одобрена ввиду того, что представляла собой крупную сделку либо сделку с заинтересованностью. «Покупка состоялась летом 2008 года, – сообщает The Morning News, – и за вышеуказанный пакет акций ОАО «ВМУ» «Уралхим» вроде бы заплатил 382 миллиона долларов. Именно что вроде бы, потому что есть сомнения по любому из аспектов сделки, в том числе и по этому».
Таким образом, по мнению издания, «сложилась уникальная с точки зрения бизнеса, но вполне распространенная в психиатрии ситуация, когда Мазепин в лице кипрского ACF Agrohim Finance Ltd. не знает о том, что делает Мазепин в лице «Уралхима». Заметим, что по первому иску суд отказался расторгать договор по продаже акций ВМУ. Но не факт, что так произойдет и с двумя остальными исками.
И если в этих делах победит кипрский офшор, а суд заставит «Уралхим» отдать акции ВМУ прежним владельцам, ситуация станет еще более парадоксальной. Где искать прежних хозяев из группы «Агропродмир», никто не знает, по слухам, они давно в Австрии. Да и денег, почти 400 млн. долл., по российскому судебному решению, похоже, с них не получить.
Если учесть, пишет The Morning News, «что в настоящий момент компания («Уралхим». – «НГ») не располагает средствами для оплаты своих обязательств по облигациям, то это непременно приведет к банкротству самого ВМУ, который потащит за собой «Уралхим», а господин Мазепин, по мнению многих экспертов, может таким образом избежать оплаты по долгам, аккуратно выведя свои активы через кипрский офшор ACF Agrohim Finance».
В общем, все как в сказке про колобка: «Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел и от тебя, серый волк, убегу». Только и дедушка, и бабушка, и серый волк в данном случае – это кредиторы.