Еще недавно Игорь Шувалов уверял, что хуже уже не будет.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Апрельские заявления отдельных членов правительства, в частности первого вице-премьера Игоря Шувалова, о том, что экономика России нащупала дно кризиса или близка к этому, полностью опровергнуты текущей статистикой ВВП и промышленного производства. Вчера было объявлено, что в апреле спад производства в стране составил 16,9% к аналогичному периоду прошлого года, что значительно хуже показателей марта (–13,7%), февраля (–13,2%) и даже января (–16%), когда предприятия вынужденно продлили новогодние каникулы. Углубляющаяся динамика падения производства и ВВП говорит о том, что отечественная экономика продолжает валиться в пропасть и дна этому падению пока не видно.
Падение промышленного производства в апреле 2009 года ускорилось до 16,9% по сравнению с 13,7% в марте и 13,2% в феврале по отношению к аналогичному месяцу 2008 года. Такие данные сообщил вчера замглавы Минэкономразвития Андрей Клепач со ссылкой на расчеты Росстата. Падение промышленности в апреле стало максимальным с начала кризиса – до этого наибольшее снижение было зафиксировано в январе – на 16%. Таким образом, говорить о каком-либо оживлении в промышленности пока не приходится. Тем более что темпы спада начали увеличиваться после некоторых признаков стабилизации в феврале–марте. Последняя версия прогноза Минэкономразвития на 2009 год предполагает падение промышленности в 2009 году на 9,3–11% в зависимости от сценария развития.
Вчера американский банк Goldman Sachs ухудшил прогноз падения ВВП России в 2009 году с 5,5% до –7,5%. Аналитики банка пересмотрели перспективы страны после того, как Росстат объявил несколько дней назад о падении экономики в первом квартале на 9,5% по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. «Некоторые эксперты обвиняли Минэкономразвития в том, что оно преднамеренно преувеличивает размер падения в первом квартале, чтобы повлиять на обсуждение бюджета. Между тем Росстат не участвует в политических дискуссиях, и поэтому мы не видим причин для того, чтобы подвергать сомнению его данные», – говорится в обзоре банка. Кроме того, в нем подчеркивается, что прогноз снижения ВВП России на 7,5% в 2009 году аналитики Goldman Sachs уже используют в моделях оценки компаний РФ.
Не лучшим образом выглядит РФ и на фоне соседей по СНГ. По данным Статкомитета СНГ, промпроизводство в России упало в первом квартале почти в три раза сильнее, чем в Казахстане и Белоруссии, а также в шесть раз сильнее, чем в нефтяном Азербайджане. За январь–март падение промышленности в России составило 14,3%, в Казахстане – 4,6%, в Белоруссии – 4,5% и 2,2% – в Азербайджане. Хуже, чем в России, с промышленностью обстоят дела только в Украине, где в первом квартале производство упало на 31,9%.
Эксперты считают, что апрельская статистика ставит крест на разговорах о преодолении «дна кризиса» уже в первые месяцы 2009 года.
«Данные за апрель показывают, что худшие времена для российской промышленности еще впереди и те, кто рассуждал о достижении дна, явно поспешили. Кроме того, подъем цен на нефть или рост фондовых индексов фактически никак не повлиял на реальное производство и оказался чисто спекулятивным фактором», – отмечает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. По его словам, несмотря на рост индексов ММВБ и РТС, сегодня в «стране практически никто не собирается вкладывать в расширение производства», и этот пессимизм инвесторов отражается на статистике промышленности. Новым ударом по промышленности, по словам Николаева, может стать падение спроса, о котором говорит нарастающее сокращение объемов торговли в феврале и марте. «Весьма вероятно, что падение экономики во втором квартале превысит 9,5%», – предупреждает экономист.
«Негативные показатели апреля можно отчасти отнести к случайным эффектам, поскольку апрель прошлого года характеризовался очень сильными показателями. Однако, несмотря на эффект базы, апрельский спад на 16,9% говорит о том, что о достижении дна говорить преждевременно», – соглашается главный экономист «Открытия» Данила Левченко.
Причину апрельского спада экономисты видят в исчерпании ресурсов в производственном секторе, на котором пока не сказались правительственные антикризисные меры. «Статистика апреля показала, что предприятия растратили остатки наличности, фактически проев прошлогодние запасы. Монетарный шок для предприятий и потребительского рынка, вызванный недоступностью кредитных средств, без соответствующего стимулирования неминуемо приведет к усугублению и без того непростой ситуации», – отмечает партнер компании «Интерком-Аудит» Александр Верхов. «Без существенной корректировки сегодняшней экономической политики и более радикальных антикризисных мер спад промышленного производства может превысить 30-процентную планку к концу 2009 года. Однако сокращающиеся государственные резервы практически не оставляют возможности для экспериментов», – отмечает эксперт.
Главе Минпромторга Виктору Христенко приходится подсчитывать потери. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
«Некоторый подъем промпроизводства в феврале–марте был обусловлен отложенным, а не реальным спросом. Поэтому ускорение падения промышленности в апреле есть не что иное, как возвращение к уровням, адекватным имеющемуся реальному спросу. Мы вновь оказались на дне, где уже побывали в январе, то есть увидели реализацию сценария типа «W», но только пока без последнего подъема», – считает замначальника аналитического департамента компании «Арбат Капитал» Алексей Павлов. По его словам, со второго полугодия может начаться хотя и медленное, но восстановление промышленного роста. «Импульсы к возрождению инвестиционного спроса должны дать новый механизм госгарантий, а также усилия банков по реструктуризации кредитных портфелей. Ведь реструктуризация задолженности, по сути, является скрытым механизмом перекредитования. При реализации данного сценария по итогам года промпроизводство в стране сократится примерно на 8%», – говорит Павлов.
Председатель организации «Деловая Россия» Борис Титов считает углубление спада в экономике следствием неэффективности антикризисных мер правительства. «Такой уровень падения производства – это фактический коллапс экономики. За этим неизбежно последует волна массовых увольнений, что будет способствовать росту социальной напряженности и, вероятно, спровоцирует социальный взрыв», – убежден Титов.
Более интенсивное падение промышленности в России, чем в соседних странах, эксперты объясняют различной структурой производства. При резком сокращении инвестиционного спроса наиболее серьезный спад происходит в металлургии, в производстве стройматериалов, машиностроении и смежных отраслях. «В России и в Украине доля таких производств выше, чем в других постсоветских странах. Поэтому Москва и Киев и сталкиваются с более высокими темпами сокращения производства», – отмечает Алексей Павлов. Правда, некоторые экономисты считают сравнение индексов промпроизводства не вполне корректным. «После распада СССР ситуация в промышленности каждой страны СНГ развивалась по собственному сценарию. Поэтому сопоставления статистики стран СНГ лишь условно отражают ситуацию», – уверена руководитель проекта «Система Главбух» Елена Авилова.