Владимир Якунин решил не осложнять жизнь пассажиров в кризис новым ростом тарифов.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Кризис не снизил решимость властей повышать тарифы на газ опережающими инфляцию темпами. Вчера стало известно, что Минэкономразвития предлагает с 1 января 2010 года увеличить цены на газ для предприятий на 15%, а для населения – на 5%. При этом в апреле граждан ожидает новый рост газовых тарифов – сразу на 15%. Тарифы будут увеличены на фоне многомиллиардных потерь концерна от кризиса, которые, впрочем, не помешают ему снова повысить и так являющиеся предметом для зависти многих россиян зарплаты и бонусы.
Предложение о новом повышении тарифов на газ для предприятий и населения было одобрено 8 мая в ходе межведомственного совещания в Минэкономразвития, на котором обсуждался уточненный вариант прогноза развития экономики РФ на 2009–2012 годы.
Отметим, что инфляция, по официальным прогнозам на этот год, не должна превысить 13–14%. По словам источника «Интерфакса», в ближайшие недели в Минэкономразвития пройдет серия совещаний по вопросу тарифов на электроэнергию и тепло. Предварительный срок внесения изменений тарифов в правительство намечен на 18 мая.
В конце апреля МЭР направило в профильные ведомства сразу несколько вариантов прогноза развития экономики страны на 2009–2012 годы. В рамках первого рабочего варианта предлагалось, что газ для промышленности должен подорожать в 2010 году на 5%, а для населения – на 20,8%. По второму варианту цены должны были вырасти одинаково как для промышленных, так и для обычных потребителей – на 20,8%.
С одной стороны, все предложенные варианты выглядят куда более щадящими по сравнению с докризисными планами. Напомним, что согласно утвержденному правительством в августе 2008 года прогнозу развития экономики на 2009–2011 годы предполагалось, что рост цен на газ для промпотребителей в 2010 году составит 27,7%, а для населения – вообще 30%. С другой стороны, очередное повышение с лихвой перекрывает официально прогнозируемую инфляцию и в любом случае ляжет тяжким бременем на плечи рядовых граждан, снизив их и без того невысокий уровень жизни.
При этом сама монополия заботится о благосостоянии своих сотрудников куда больше, чем власти о гражданах. Как заявил 28 апреля зампредправления холдинга Сергей Хомяков, руководство компании ведет переговоры с профсоюзами о повышении зарплат в «Газпроме» и дочерних компаниях. «Я не готов ответить, как это будет выглядеть: на 10% или как-то еще, – уточнил Хомяков. – Но мы прекрасно отдаем себе отчет, что социальное положение наших сотрудников не должно ухудшиться». При этом объективная информация об уровне зарплат, размерах бонусов и премиальных выплатах сотрудникам недоступна. Эксперты говорят о среднем уровне в 51–52 тыс. руб. в месяц, что является запредельной суммой для большинства россиян. По данным Росстата, средняя зарплата по стране составила в апреле 17,5 тыс. руб.
Тарифные запросы «Газпрома» и готовность чиновников им потакать диссонируют с действиями другого естественного монополиста – ОАО «РЖД», – руководство которого в условиях кризиса умерило аппетиты. По крайней мере, в части пассажирских перевозок. Как заявил 7 мая в ходе встречи с президентом Дмитрием Медведевым глава «РЖД» Владимир Якунин, «вместо того чтобы, пользуясь своим правом повышения на пиковые сезоны, мы приняли решение о том, что мы снижаем цены на билеты. Общее снижение достигнет 20–30%».
Эксперты отмечают, что политика властей в отношении тарифов в ближайшем будущем вряд ли изменится. «Государство свою позицию обозначило довольно четко – тарифы будут расти, несмотря на кризис, – полагает консультант «2К Аудит – Деловые консультации» Андрей Чернявский. – Какими темпами будут расти тарифы, для кого цены будут заморожены, когда будет происходить индексация – все это уже второстепенные вопросы. Главное, что рост тарифов неизбежен, о чем в конце апреля заявляли и глава Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, и первый вице-премьер Игорь Шувалов».
По мнению руководителя отдела исследований газовой отрасли Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Алексея Белогорьева, исходя из опыта последних лет, сопровождавшихся скачкообразным ростом тарифов естественных монополий, промышленные предприятия и особенно население более чувствительно реагируют на повышение железнодорожных тарифов по сравнению с ростом цен на газ. «Возможно, именно от этого факта отталкивается сейчас правительство, – считает эксперт. – Вместе с тем говорить о появлении коренного различия подходов к тарифной политике на 2010 год в железнодорожной и газовой отраслях пока преждевременно». По мнению аналитика, «Газпром» является частно-государственной компанией, и юридически правительство может влиять на решения его менеджмента только посредством участия в совете директоров (5 из 11 директоров являются представителями государства). «Бонусы сохранил не только «Газпром», но и все крупнейшие нефтяные компании, включая государственную «Роснефть», – уточняет Белогорьев. – Я бы не стал выделять в данном случае «Газпром» из ряда других компаний. То же самое можно сказать и об индексации заработной платы». При этом предлагаемый рост тарифов является очень дискуссионным, и даже если его удастся согласовать в мае, к декабрю он скорее всего вновь будет пересмотрен в сторону понижения, полагает аналитик. При этом он оправдывает тарифные запросы газовой монополии.
«Увеличение тарифов внутри страны действительно остро необходимо в условиях резкого снижения экспортных цен и спроса. Только в ближайшие два года газовая отрасль потребует инвестиций в объеме свыше 1,6 триллиона рублей, – отмечает эксперт. – Недоинвестирование в этот период неизбежно приведет к существенному падению добычи газа в посткризисный период, следствием чего станет дефицит газа на внутреннем рынке. Однако необходим поиск баланса между интересами газовой отрасли и интересами остальных отраслей промышленности и населения. Оптимальным для 2010 года, на мой взгляд, было бы повышение тарифов для всех групп потребителей в пределах целевого уровня инфляции».
Впрочем, как бы ни была тяжела производственная и инвестиционная ситуация в «Газпроме», вряд ли властям легко удастся убедить население в необходимости резко увеличить тарифы на газ, сохранив при этом высокие темпы роста зарплат и бонусов в холдинге. Кризис – проблема для всех, и населению трудно понять, почему «Газпром» предпочитает закрывать инвестиционные дыры не путем экономии на своих внутренних расходах, а за счет роста тарифов. При этом в концерне не стесняются открыто заявлять о намерении сохранять и наращивать благосостояние своих топ-менеджеров и других сотрудников.