Региональные власти мечтают, чтобы в магазинах продавался только местный алкоголь.
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Кризис нанес удар по единому экономическому пространству страны. Пытаясь залатать разрастающиеся дыры в региональных бюджетах, власти субъектов Федерации обратились к рецептам середины 90-х годов, когда регионы закрывали свои рынки для продукции из соседних областей и республик, чуть ли не вводя региональные таможни. Пока упор делается на наиболее бюджетообразующие позиции. В настоящее время 22 региона страны в той или иной мере ограничили доступ на свой алкогольный рынок продукции неместных производителей. Между тем призванная предотвращать такие нарушения Федеральная антимонопольная служба (ФАС) пока только собирается возбудить административные дела всего против двух регионов-нарушителей – Татарстана и Краснодарского края.
Вчера пресс-служба ФАС не смогла подтвердить или опровергнуть заявление, сделанное главой ФАС Игорем Артемьевым во вторник, о том, что его ведомство возбудило административные дела в отношении Татарстана и Краснодарского края, власти которых ограничили допуск на свой рынок алкогольной продукции из других регионов. Отвечающий за этот вопрос руководитель управления контроля социальной сферы и торговли ФАС Тимофей Нижегородцев не был доступен. Днем ранее он завил журналистам, что соответствующие дела хотя и подготовлены, но пока не возбуждены, и нарушителям предложено «устранить нарушения в добровольном порядке».
Впервые о намерении разобраться с дискриминацией местными властями производителей алкоголя из других регионов Артемьев заявил 20 марта. Тогда речь шла о четырех регионах, которые, впрочем, не были названы. По его словам, администрации на местах создают препятствия для производителей алкогольной продукции из чужих регионов, создавая различные административные барьеры, вводя дискриминационные требования и устанавливая дополнительные акцизы. «Такое поведение не только нарушает антимонопольное законодательство, но и положения Конституции РФ о единстве экономического пространства на всей территории государства», – сокрушался глава ФАС.
Теперь конкретные фигуранты названы. В частности, власти Татарстана в январе отказали в приеме заявок на сертификацию ввозимой в республику водки, обеспечив магазины республики лишь продукцией ОАО «Татспиртпром». И за четыре месяца производитель сумел на 5–6% увеличить собственные продажи. А губернатор Краснодарского края Александр Ткачев в апреле призвал краевую администрацию создать условия, чтобы 80% рынка алкоголя в крае занимала местная продукция.
Если до сих пор региональный сепаратизм торжествовал при распределении региональных госзаказов и в сфере контроля над строительной сферой, то сейчас он расползается по другим отраслям. При этом на алкогольном рынке, как отмечают опрошенные «НГ» эксперты, проблема приобретает более массовые масштабы. По словам главы экспертного совета по алкоголю Госдумы, исполнительного директора Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Михаила Блинова, в России сегодня как минимум 22 региона в той или иной мере ограждают свои рынки от алкогольной продукции из других субъектов РФ. «В лидерах по алкогольному сепаратизму находится Татарстан, который с 1 января практически полностью закрыл свой рынок от привозной продукции», – пояснил «НГ» Блинов. В числе прочих разрушителей единого экономического пространства страны эксперты называют Башкортостан, Чувашию, Нижегородскую и Тверскую области.
В сложной экономической ситуации регионам есть за что бороться. Как пояснил Блинов, акциз на производство водки сегодня составляет 38,2 руб. в расчете на пол-литровую бутылку. «Из этой суммы 20% идет напрямую регионам, а 80% поступает в федеральный бюджет. Далее он по идее тоже возвращается в регионы, но уже в долях, которые утверждаются отдельно – федеральным приложением к бюджету, – отметил Блинов. – То есть гарантированно местные власти могут рассчитывать лишь на эти 20%, тогда как остальная часть будет делиться между регионами согласно установленным коэффициентам».
Однако федеральные власти своими недавними решениями заложили еще более мощную бомбу под единое экономическое пространство. «По предложению Минфина в конце лета 2008 года на заседании трехсторонней межведомственной комиссии по межбюджетным отношениям была принята поправка к Бюджетному кодексу, согласно которой гарантированная доля регионов от акциза повышается вдвое – до 40%, – сообщил Блинов. – В условиях кризиса губернаторы будут просто драться за нее, так что процесс обособления рынков только усилится». И тот факт, что ФАС в этом вопросе проявляет «определенный элемент пассивности», Блинова совсем не радует.
Признают проблему и другие отраслевые эксперты. «С одной стороны, подобные меры региональных властей ведут к экономической раздробленности, – отмечает глава Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз. – Но регионы испытывают острую нехватку финансов, которая увеличивается на фоне кризиса и сокращения поступления средств из центра». К тому же и возможности у федеральных и местных производителей разные, подчеркивает Дробиз. Власти должны на высшем уровне решать эту проблему, создав для обеих сторон конкурентоспособные условия.