Антон Силуанов признал, что от недобора налогов сильнее всего страдают регионы.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Кризис обострил проблему перекосов в распределении между Центром и регионами налоговых доходов и обязательств перед населением. Вчера Федеральная налоговая служба (ФНС) и Минфин сообщили о том, что в первом квартале доходы регионов упали значительно сильнее, чем снизились поступления в федеральный бюджет. В результате создалась ситуация, когда непонятно, за счет каких ресурсов власти регионов будут поддерживать социальные расходы и выплаты бюджетникам.
Отдельные регионы, как Челябинская и Астраханская области, уже выбрали годовой лимит дотаций из федерального бюджета. Выхода из такой ситуации только два – либо увеличение дотаций и быстрое исчерпание Резервного фонда, либо новые секвестры региональных расходов, включая ограничения зарплат местных бюджетников.
«В целом доходы бюджетов регионов сократились на 13%, и объем доходов в реальном выражении находится на уровне 2007 года. Снижение поступлений от налога на прибыль за первые три месяца этого года составило 51%», – заявил вчера журналистам замминистра финансов Антон Силуанов. Налог на прибыль, по словам чиновника, оказался наиболее чувствительным к изменению экономической ситуации. Кроме того, в рамках антикризисных мер предприятия получили льготы, также снизившие налоговые поступления. По оценке Силуанова, субъекты Федерации испытывают трудности в связи с требованиями налогоплательщиков о возврате уплаченных в прошлые годы налогов. Как известно, в 2009 году ставка налога на прибыль была снижена с 24 до 20%. При этом доля федерального бюджета в этом налоге снизилась с 6,5 до 2,5% от налогооблагаемой прибыли. Фактически весь недобор этого налога теперь оборачивается новыми дырами в бюджетах регионов.
По данным Силуанова, в 2009 году отмечен некоторый рост сборов налогов на доходы физических лиц (НДФЛ) из-за прошлогоднего повышения зарплат бюджетников. «Доля зарплат бюджетников составляет всего около 30%, а в реальном секторе зарплаты не выросли. При этом рост по НДФЛ составил 5%», – пояснил заместитель Алексея Кудрина.
Вчера ФНС уточнила, что поступления в консолидированный бюджет, включающий бюджеты регионов и федеральный бюджет, снизились на 9,2%. Поступления в консолидированные бюджеты субъектов, по данным ФНС, упали в январе–марте на 11,4%. Поступления в федеральный бюджет уменьшились на 6,6%. Значительнее всего упали поступления налога на прибыль и НДПИ. В частности, поступления от налога на прибыль в федеральный бюджет сократились на 43,5% по сравнению с январем–мартом 2008 года. Сокращение поступлений в бюджеты субъектов от этого налога составило 35,1%. Поступления НДПИ в федеральный бюджет снизились на 54,2%, а в бюджеты субъектов – на 44,4%. По сравнению с январем–мартом 2008 года поступления НДПИ снизились в 2,2 раза, что вызвано снижением цены на нефть с 89,9 доллара в декабре 2007 – феврале 2008 года до 41,1 доллара в декабре 2008 – феврале 2009 года. Заметим, что речь идет о номинальных сборах в рублях. Реальная же стоимость этих сборов – с поправкой на инфляцию – почти на 13% меньше, чем годом ранее.
За средним по стране сокращением региональных доходов в 13% скрывается крайне поляризованная картина. Около 10 субъектов прогнозируют падение региональных доходов более чем на 18%, в том числе в Тюменской области ожидают падения доходов по итогам года на 53%.
По итогам января–февраля максимальное падение налоговых доходов произошло в Тюменской области и Ямало-Ненецком автономном округе (на 70%), Ханты-Мансийском автономном округе (на 50%), Удмуртской Республике и Челябинской области (на 45%), Пермском крае и Москве (на 43%), Свердловской области (на 38%). Такие данные приводит Минрегион. По его данным, в январе–феврале 2009 года доходы от налога на прибыль упали на 61%.
Доля федеральных дотаций в доходах 16 регионов за первые два месяца года превысила 40%. Бюджеты Алтая, Дагестана и Тувы более чем на 70% сформированы за счет финансовой помощи из федерального бюджета. В бюджетах Магаданской области, Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Бурятии и Карачаево-Черкесии федеральные дотации составляют от 61–67%. При этом почти треть федеральной помощи в январе–феврале была перечислена регионам с опережением графика. Так, Астраханская и Челябинская области получили весь предусмотренный на 2009 год объем дотации, Волгоградская и Рязанская области – половину от годовых назначений, Республика Северная Осетия, Краснодарский край, Архангельская и Новгородская области – пятимесячную норму.
Эксперты считают, что регионам предстоят новые сокращения расходов, а Минфину скорее всего предстоит увеличить помощь бюджетам субъектов Федерации. «Большинство регионов уже сократили инвестиционные расходы. Многие заморозили индексацию зарплат местных бюджетников», – отмечает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. По его словам, суммарный лимит дотаций регионам в 300 млрд. руб. был сформирован исходя их сценария падения ВВП на 2,2% в 2009 году. Однако, поскольку реальные темпы спада значительно выше, Минфину почти наверняка предстоит увеличить объем дотаций.
«На НДФЛ и налог на прибыль приходится около двух третей доходов региональных бюджетов. Учитывая в лучшем случае нулевой номинальный рост доходов населения и возможное сокращение до нуля прибылей большинства предприятий, прогноз падения региональных доходов на 20–25% кажется очень реалистичным», – считает замначальника аналитического департамента компании «Арбат Капитал» Алексей Павлов.
«Богатые регионы могут безболезненно отказаться от каких-то расходов. Но у многих субъектов почти все расходы уходят на социалку, и сокращение здесь может быть чувствительным», – считает главный экономист «Открытия» Данила Левченко.
«Экономить будут прежде всего на зарплатах бюджетников и региональных госслужащих, на сокращении работников бюджетной сферы, расходах бюджетных учреждений на закупку техники, на питание, медикаменты и транспорт. Кроме того, происходит снижение объема инвестиций – в новое строительство, благоустройство, капремонт дорог», – отмечает эксперт проекта «Система Главбух» Ольга Лежнина. Многие эксперты уже отметили, что сокращение расходов этими методами идет вразрез с высказанной правительством антикризисной политикой.