В этом году праздник весны и труда для многих россиян продлится дольше обычного.
Фото Арсения Несходимова (НГ-фото)
Ухудшение экономической конъюнктуры вынуждает все большее количество предприятий и организаций сделать на майские праздники новую продолжительную паузу в работе. Затяжные майские каникулы превращаются для многих компаний в благовидный предлог, чтобы минимизировать производственные издержки. Эксперты не исключают, что из-за сверхнормативных каникул производственные показатели последнего месяца весны будут столь же плохи, как и в январе.
Все большее число косвенных показателей говорит о том, что ситуация в экономике страны продолжает ухудшаться. В пятницу Росстат опубликовал данные о том, что задолженность по зарплате российских организаций в марте выросла на 8,3% – до 8,755 млрд. руб., что примерно соответствует 2% всего фонда заработной платы.
И это только данные, учитывающие белую зарплату. Что творится в организациях, где часть зарплаты выплачивают в серую, можно только догадываться.
Среди отраслей один из худших показателей демонстрирует сельское хозяйство, где работникам должны около 5% всех полагающихся месячных выплат.
Продолжающийся рост задолженности по зарплате, а равно как и увеличение численности безработных в России, не соотносится со сдержанно оптимистичными оценками правительства о стабилизации ситуации в экономике. В апреле и мае объемы падения промпроизводства могут быть сопоставимы с антирекордными показателями января, по итогам которого было зафиксировано максимальное за 15 лет снижение промышленного производства на 16% по отношению к январю 2008 года.
Среди основных причин столь резкого ухудшения ситуации в экономике в январе эксперты называют затяжные новогодние каникулы, которые многие производители, столкнувшиеся с трудностями со сбытом своей продукции, растянули на максимально возможный срок. Наиболее критичной была и остается ситуация в таких отраслях, как машиностроение и автомобилестроение, где в январе отмечено падение производства сразу на 80% по сравнению с январем 2008 года.
В дальнейшем промпроизводство падало не столь стремительно. В феврале снижение составило 13,2%, в марте – 13,7%. Близкие к этим цифры ожидаются и в апреле. Однако май скорее всего испортит картину, считает научный руководитель Института проблем глобализации Михаил Делягин. По его оценке, падение промпроизводства в этом месяце может составить 16%. Причем связано это будет прежде всего с организационными моментами – продолжительными праздниками, которые производители намерены превратить в полноценные каникулы.
Соответствующие решения приняты на многих предприятиях, испытывающих сложности со сбытом своей продукции. В частности, в связи с нестабильной ситуацией на автомобильном рынке руководство Toyota приняло решение остановить конвейер с 1 мая по 11 мая на пять рабочих дней. Ранее завод уже останавливался с 30 марта по 7 апреля. КамАЗ заявил о намерении остановить свой главный конвейер 22 апреля. До этого завод трижды с начала года прекращал выпуск грузовиков на продолжительный срок. Новогодние каникулы на предприятии продлились до 19 января. С 29 января по 12 февраля конвейер опять был остановлен, то же самое произошло в период с 6 по 16 марта.
В условиях углубляющегося кризиса аналогичные меры вынужденно принимаются и на других предприятиях автопрома, в других отраслях реального сектора, и это уже напоминает повальную эпидемию, грозящую экономике страны дальнейшим падением. Впрочем, в правительстве не разделяют таких пессимистичных прогнозов. По мнению замглавы Минэкономразвития Андрея Клепача, худшее уже позади и повторение январского провала невозможно. «Мы исходим из того, что экономика начинает стабилизироваться. В мае–июне ситуация должна быть лучше», – заявил вчера «НГ» чиновник.
При этом Клепач отказался давать прогноз по апрелю. Между тем, по мнению главного экономиста ИК «Тройки Диалог» Евгения Гавриленкова, показатели промпроизводства именно в апреле могут быть наиболее провальными. Причем по чисто арифметическим причинам. Апрель прошлого года, напомнил эксперт, был отмечен «всплеском статистической базы». Тогда промпроизводство показало рекордный – на уровне 6,9% – рост. В апреле текущего года скорее всего последует резкий спад. В мае, уверен Гавриленков, столь ощутимого провала в экономике уже не будет. «Ситуация сегодня явно лучше, чем в ноябре, декабре, январе. После окончания «плавной девальвации» деньги начали правильно обращаться в экономике, прекратился рост процентных ставок по кредитам и заемные средства стали доступнее предприятиям», – подчеркнул эксперт.
В свою очередь, Делягин не считает критичным, если в мае как и в январе, из-за «организационных обстоятельств» – продолжительных праздников, превращенных на ряде предприятий в каникулы, – падение промпроизводства составит 16%. «Это не будет означать, что ситуация в экономике ухудшается», – говорит эксперт. Другое дело, если падение промпроизводства из-за каникул достигнет 20% или даже ниже. В этом случае, по мнению Делягина, правомерно будет сделать вывод об углублении кризиса.