Крупные проекты нуждаются в недорогих многомиллиардных инвестициях.
Фото РИА Новости
Действия правительства говорят о том, что власти не планируют серьезно бороться с обесцениванием пенсионных накоплений граждан.
В пятницу Минздравсоцразвития опровергло сообщения о скорой отмене обязательных отчислений в накопительную часть пенсионной системы, несмотря на то, что попавшие туда деньги обесцениваются со скоростью почти 10% в год. Одновременно управляющий этими накоплениями Внешэкономбанк (ВЭБ) объявил о желании инвестировать пенсионные деньги в инфраструктурные облигации – в частности в строительство нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан. История падения котировок облигаций крупнейших компаний говорит о высоком риске новых потерь пенсионных сбережений. Общий индекс корпоративных облигаций упал за последний год примерно на 8%, что при текущей инфляции в 13% означает потерю почти пятой части всех пенсионных накоплений.
Минздравсоцразвития не планирует отменять обязательную накопительную часть пенсии, сообщил журналистам заместитель министра Юрий Воронин. «Ни я, ни мои коллеги из министерства никогда не ставили вопрос об отмене накопительной части пенсии. Это досужие домыслы», – заявил он. Между тем двумя неделями ранее в эфире «Эхо Москвы» Воронин весьма скептически отзывался о принудительной накопительной системе, где деньги не сохраняются, а только теряются.
«Есть ряд стран Латинской Америки, которые гораздо раньше России перешли на накопительные пенсионные системы, но сейчас в них полностью разочаровались. Аргентина просто уже от нее отказалась, а Чили на стадии принятия такого решения┘ И эксперты справедливо указывают на то, что в накопительных системах риски увеличиваются намного больше, чем в системах солидарных, распределительных», – утверждал Юрий Воронин 9 апреля. Однако заинтересованность госкорпораций в дешевых деньгах, похоже, заставит Минздравсоцразвития смириться с потерями накоплений.
Одновременно с новым заявлением замглавы Минздравсоцразвития Внешэкономбанк, который определен в качестве государственной управляющей компании для накопительной части подавляющей части будущих пенсионеров, объявил, что планирует инвестировать пенсионные деньги в инфраструктурные облигации надежных заемщиков. Об этом в пятницу заявил председатель ВЭБа Владимир Дмитриев. «Расширение возможностей Внешэкономбанка по инвестированию пенсионных накоплений граждан позволит повысить их доходность», – считает Владимир Дмитриев.
«Например, «Транснефть» реализовывает крупнейший инфраструктурный проект – трубопровод Восточная Сибирь – Тихий океан. Под этот проект нужны ресурсы, в том числе рыночные. Не все банки в состоянии обеспечить длинными деньгами такие проекты. Мы их пока не можем вложить. Как только будут приняты поправки к закону, мы сможем с «Транснефтью», с другими крупными компаниями, реализующими те или иные проекты, договориться о том, что под каждый проект они смогут выпускать облигации, и, будучи высоко надежными заемщиками, они будут вправе рассчитывать на пенсионные деньги, инвестированные в эти облигации», – сказал Дмитриев. «Пенсионеры могут рассчитывать на то, что по крайней мере доходность по инвестициям их средств может оказаться на уровне выше инфляционного», – отметил глава ВЭБа.
Владимир Дмитриев знает, как лучше распорядиться накоплениями на старость. Фото Александра Шалгина (НГ-фото) |
Однако за последние годы Внешэкономбанк ни разу не смог обеспечить доходность выше, чем уровень инфляции. Не оставляют надежд на высокую доходность и названные Дмитриевым корпоративные облигации, которые в среднем за прошлый год подешевели примерно на 8%. Так, индекс корпоративных облигаций ММВБ упал за прошедшие 12 месяцев с 159,9 до 146,9 пункта, то есть на 7,8%. В индекс корпоративных облигаций ММВБ входят бумаги таких крупнейших компаний, как «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Стройтрансгаз», Россельхозбанк, МТС и другие. При этом, например, облигации «Газпрома» серии А9 подешевели за последние 12 месяцев более чем на 11%. Если бы ВЭБ вложил год назад пенсионные средства в эти бумаги, то с учетом текущей годовой инфляции в 13% деньги будущих пенсионеров «усохли» бы примерно на 21%.
Эксперты удивлены надуманной схемой финансирования инфраструктурных проектов за счет пенсионной системы, которая и без этого страдает от хронического дефицита. «На покрытие дефицита пенсионного фонда госбюджет перечисляет около 300 млрд. рублей, а обратно получает примерно 260 млрд. рублей из обязательных отчислений в накопительную часть будущих пенсий. Этот круговорот денег между бюджетом и пенсионным фондом не имеет никакого смысла. Точно также экономически бессмысленной является идея финансирования нефтепроводов за счет пенсионных средств, поскольку государству проще профинансировать эти проекты напрямую из бюджета, минуя лишние расходы на выпуск и размещение так называемых инфраструктурных облигаций», – заявила «НГ» член думского комитета по бюджету и налогам Оксана Дмитриева.