Борис Титов предлагает начать делиться с бедными.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Кризис и резкое падение уровня жизни граждан обострили в российском обществе дискуссию о необходимости увеличить налогообложение обеспеченных граждан. Вчера неожиданно идею введения налога на роскошь с определенными оговорками поддержал глава «Деловой России» Борис Титов. До сих пор главными лоббистами этой идеи считались «Справедливая Россия» и ее лидер спикер Совета Федерации Сергей Миронов, а бизнес-сообщество выступало против такого налога. Эксперты считают, что более неподходящего времени для подобных новаций найти трудно.
«Я согласен с предложением председателя Совета Федерации Сергея Миронова, – заявил вчера в интервью Интерфаксу Борис Титов. – Такой налог должен быть. Если богатые люди хотят ездить на дорогих машинах – пусть заплатят, если хотят жить на Рублевке – пускай заплатят. Но пускай заплатят и чиновники, которые живут с ними по соседству и ездят на таких же машинах».
Напомним, что Миронов предлагает облагать налогом на роскошь элитную недвижимость, самолеты, яхты, драгоценности и т.д. Такая мера, по его мнению, поможет решить проблему имущественного расслоения, которое в России достигает «беспрецедентной остроты». «Разрыв между бедными и богатыми в среднем по России достигает 17 раз, в то время как в странах Европы доходы самых богатых и самых бедных различаются всего в 3–5 раз», – сокрушался глава Совфеда.
Поддержав инициативу Миронова, глава «Деловой России» высказал ряд условий, необходимых для ее успешной реализации. По его мнению, опубликованному на сайте организации, прежде чем вводить налог на роскошь, необходимо обеспечить контроль над личным благосостоянием чиновников, в противном случае раскошелиться придется только бизнесу, а государственные мужи государству должны ничего не будут. «Правила игры должны быть едиными для всех, – заявляет Титов. – Богатые должны делиться с бедными, но начинать государство должно с себя, то есть – с чиновников. Нужно провести поголовную проверку их личного благосостояния. Пусть налоговая инспекция зайдет в квартиру и в гараж каждого чиновника и выставит ему личный счет, заставит его оплатить. Тогда и от остальных можно будет требовать того же. А пока такая дисциплина не будет проявлена – говорить не о чем».
Идея взять все и поделить в пользу бедных, далеко не нова – еще в январе 2007 года Госдума собиралась рассматривать подобный законопроект, внесенный лидером фракции «Родина» Александром Бабаковым. В соответствии с ним под налогообложение должны были попасть находящиеся в собственности граждан жилые дома, квартиры, дачи и иные строения, земельные участки стоимостью от 15 млн. руб. и выше, автомобили, самолеты, вертолеты, яхты, катера стоимостью от 2 млн. руб. и выше, драгоценные металлы, драгоценные камни и изделия из них, произведения живописи и скульптуры стоимостью от 300 тыс. руб. и выше.
Тем временем во Франции, Германии, Австрии, Швейцарии, Англии и других европейских государствах быть богатым значительно дороже, чем в России, поскольку налоги на недвижимость там составляют в среднем 1–2% от ее стоимости. Владельцу коттеджа площадью 500–600 кв. м в престижном районе Австрии или Швейцарии зачастую приходится платить за него государству 10–15 тыс. евро в год. За довольно заурядный домик в Ницце его хозяину придется раскошелиться на 3 тыс. евро налогов в год. Во Франции налогом на богатство облагаются семьи с имуществом стоимостью более 750 тыс. евро вне зависимости от годового дохода. В 2006 году было резко ужесточено налогообложение сверхдоходов в Германии, и максимальная ставка налога на доходы граждан была повышена с 42 до 45%. Появился налог на богатство и в Италии.
В США налог на роскошь был введен в 1898 году для финансирования войны с Испанией и составлял 3%. Спустя более чем 100 лет правительство наконец взяло на себя инициативу по отмене этого налога, который перестал действовать в 2007 году.
Впрочем, есть и более близкие примеры – в сентябре прошлого года правительство Казахстана скорректировало размер налога на дорогостоящее имущество и внесло это в проект нового Налогового кодекса. Изначально кабинет министров предлагал повысить ставки с 0,5 до 1%, начиная со стоимости имущества свыше 30 млн. тенге (250 тыс. долл.). Однако потом представители Минэкономики заявили о том, что ставка для недвижимости от 50 до 120 млн. тенге (1 млн. долл.) будет 0,75%, а от 120 млн. тенге – 1%.
Как сообщили «НГ» в «Деловой России», пока точка зрения, высказанная Борисом Титовым, является отражением его собственного мнения. «Это было сделано в надежде, что остальные члены ее поддержат», – пояснили в пресс-службе организации. Между тем эксперты относятся к подобным новациям крайне отрицательно.
Владелец «Независимой газеты» Константин Ремчуков считает, что сами разговоры о введении такого налога политически вредны. «Налог на роскошь де-факто уже существует, просто он называется по-другому – таможенный платеж, сбор, импортный тариф и т.д., – отмечает он. – Например, «Мерседес», который условно в Германии стоит 100 тысяч евро, в России продается за 200 тысяч. Разница в цене и есть этот самый налог на роскошь. Плюс дорожный налог: у меня совокупное количество лошадиных сил всех машин, которые находятся в собственности, – четыре тысячи. При дорожном налоге в 150 рублей за одну лошадиную силу я плачу 600 тысяч рублей в год, и это тоже налог на роскошь, потому что физически я одновременно могу ездить только на одной машине, хотя плачу за все». Потом – сталинские дома, которые могут условно считаться жильем повышенной комфортности. Должны ли владельцы платить этот налог, поскольку центр Москвы? «Судя по всему, если такой налог будет введен, будут должны, – считает Ремчуков. – И будут вытесняться на окраины. То же самое касается и пресловутой Рублевки, где есть огромное количество маленьких домов». По его мнению, все озвученные новации – чистый пиар, призванный показать, что нужно брать дополнительно деньги с богатеньких и на этом набирать политические очки.
К тому же, как отметил Ремчуков, многие чиновники сегодня декларируют, что либо вообще не имеют в собственности автомобилей, либо они совсем маломощные. Между тем мы все можем видеть, на каких авто эта публика ездит с мигалками. Поэтому надо разделять такие вещи, как собственно владение и право пользования. «Суть в том, что сегодня российским чиновникам совершенно необязательно иметь в собственности дорогие автомобили, самолеты и т.д. – они и так в их распоряжении, – отмечает эксперт. – И чем больше общество будет думать о том, как повысить так называемый налог на богатых, тем меньше чиновничество станет стремиться что-то менять в сложившемся положении дел. Проблемы социальной справедливости введение такого налога не решает».
Гендиректор компании «ФинЭкспертиза» Агван Микаелян уверен, что более неподходящего времени для озвучивания подобной инициативы выбрать было невозможно. «Чтобы ввести такой налог, необходимо менять всю систему учета и контроля. – Когда человеку нечего сказать, тогда и появляются такие предложения, – считает Микаелян. – Мало того что эти новации сложны с точки зрения администрирования и реализации, общество еще и пытаются отвлечь на ерунду┘».