Успех Таtа Nano вдохновил японцев на изменение концепции внешнеторговой экспансии.
Фото Reuters
Перед отечественными машиностроителями и производителями бытовой техники замаячила новая угроза. Вчера правительство Японии распространило «Белую книгу по производству», рекомендующую местному бизнесу серьезно подкорректировать производственную политику с целью завоевания рынков Бразилии, России, Индии и Китая (БРИК). Японские компании призывают резко снизить себестоимость и цену продукции за счет исключения из нее избыточных функций. В качестве удачного примера такой политики приводится удачный опыт создания в Индии малолитражки Nano с рыночной ценой в пределах 2 тыс. долл. По мнению российских экспертов, если эти инициативы будут реализованы, то товары из Японии серьезно потеснят на нашем рынке не только китайских, но и отечественных производителей.
Битва за новые рынки, отмечается в докладе, который японское правительство должно утвердить в мае, будет дополняться тесным сотрудничеством властей и частного бизнеса Японии в сохранении лидирующих позиций в новейших технологиях. Разработка и производство принципиально новых и при этом недорогих товаров для быстрорастущей армии покупателей в России, Китае, Индии и Бразилии, а также сохранение стратегического мирового лидерства в создании следующих поколений автомобилей, роботов, установок на новых видах энергии – такими видит правительство Японии главные задачи промышленности страны.
В 2007 году, указывается в докладе, в России, Китае, Индии и Бразилии было уже 630 млн. человек, готовых в год потратить на покупки более 5 тыс. долл. Тогда как еще пять лет назад – в 2002 году – их насчитывалось всего 250 млн. Столь колоссальный по своим объемам рынок в условиях мирового кризиса и всеобщего падения покупательского спроса никак не может остаться без внимания. Именно поэтому эксперты японского правительства ставят перед национальным бизнесом задачу разработки новых видов товаров – привлекательных, современных и доступных по ценам. Предпринимателей, в частности, призывают избавлять электронную технику от избыточных функций для снижения себестоимости. Как пример для подражания составители документа приводят опыт индийской автомобильной корпорации Tata Motors по созданию суперэкономичной модели Nano. Не будучи обремененным излишними функциями, этот автомобиль стоит всего около 2 тыс. долл.
Отечественные эксперты к японским новациям относятся настороженно – с одной стороны, качество японских товаров в России в отличие от заполонивших наш рынок китайских изделий считается эталоном. При этом россияне склонны покупать дешевую бытовую технику и прочий ширпотреб китайского производства даже при таком качестве. Если же японцам удастся резко снизить цену, то их продукция по соотношению цена–качество может получить на отечественном рынке неоспоримые преимущества. Впрочем, если японцы не смогут снизить цену на свои товары до китайского уровня, отечественным производителям расслабляться не стоит.
«На сегодняшний день у японских товаров есть один весьма существенный недостаток – высокая стоимость, – отмечает эксперт департамента оценки компании «2К Аудит – Деловые консультации» Ирина Воробьева. – Аналоги, производящиеся в других странах, обычно можно приобрести гораздо дешевле. Наиболее конкурентоспособным в этом вопросе является китайское производство, и сегодня в плане цены конкурировать с продукцией из Китая практически невозможно. Не думаю, что Япония в ближайшем будущем сможет переиграть Китай в этом вопросе». При этом, отмечает Воробьева, если Японии и удастся снизить цену на свою продукцию, то основными конкурентами японских товаров будет не обязательно китайская продукция. В первую очередь под ценовой удар могут попасть российские производители бытовой техники, которая производится на совместных сборочных предприятиях. «Если Япония выйдет на российский рынок с дешевой продукцией, российским производителям будет очень непросто бороться за рынок, – полагает Воробьева. – По ценам они будут проигрывать китайским, а по качеству – японским».
Аналитик компании «БрокерКредитСервис» Севастьян Козицын полагает, что японцам по силам потеснить конкурентов по всем позициям. При этом ссылки на якобы отечественных производителей бытовой техники он считает несостоятельными, поскольку такого рода предприятия, по сути, российскими не являются, хотя и оставляют часть добавочной стоимости в России. «На первом этапе это коснется прежде всего продукции автопрома, и пример Tata Nano в этой связи неслучаен, – отмечает эксперт. – В самом деле, убрать излишние функции у электрического чайника будет довольно проблематично, тогда как снизить издержки в автопроме – вполне реально». Если обнародованные планы воплотятся, то хорошая жизнь в России сразу закончится для корейских, а потом и китайских автопроизводителей. Тогда как собственно российской промышленности пока ничего не угрожает, поскольку наиболее наукоемкие отрасли, такие как авиация, космос и производство вооружений, японские инициативы не затронут. «Модель автомобиля среднего класса ценой в 10 тысяч долларов, да еще японского производства, сразу станет лидером продаж, – считает Козицын. – В этих условиях в России придется резко подвинуться сначала корейцам, а затем и китайцам, которые пока не слишком успешны в продвижении продукции своего автопрома на отечественный рынок».