Показатели возглавляемой Владимиром Якуниным компании РЖД лучше всего отражают ситуацию в промышленности.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Заявления российских чиновников о близости дна кризиса и скорой стабилизации не находят подтверждения. После небольшой стабилизации в феврале и марте спад в промышленном производстве снова набирает обороты в апреле. Об этом говорят косвенные показатели, в частности опросы руководителей предприятий и сокращающиеся объемы грузоперевозок по железной дороге. Эксперты не верят в преодоление низшей точки кризиса и ожидают нового погружения.
«В марте глубина спада погрузки уменьшена до 21,8%. Но в апреле ситуация вновь ухудшилась: среднесуточная погрузка на 1% ниже, чем в марте», – заявил во вторник президент «Российских железных дорог» Владимир Якунин. Пока темпы спада грузоперевозок не достигли январских значений – минус 33% по отношению к тому же периоду прошлого года, но и затяжных праздников в отличие от января в апреле нет. Плохо и населению, доходы падают, о чем наглядно свидетельствует снижение пассажироперевозок. Граждане в первом квартале стали меньше ездить, чем годом ранее, сразу на 12%.
По словам Якунина, такое падение перевозок пассажиров оказалось неожиданностью для РЖД. «Мы предполагали, что может произойти стагнация, то есть на нуле остаться. Мы предполагали, что на 1–2% может снизиться, но мы никак не предполагали, что падение перевозок пассажиров может снизиться на 12%, а сегодня это факт», – сокрушался в телеэфире программы «Вести» глава РЖД.
Новое падение косвенных индикаторов экономической активности очень встревожило экономистов. При этом падение грузовых перевозок они объясняют резким падением выпуска и инвестиций в основной капитал. Более тревожное падение пассажирских перевозок объясняется резким сокращением доходов граждан и совокупного спроса в экономике со стороны населения.
«Падение пассажирских перевозок – как доказательство падающего спроса – создает дополнительные риски для промышленности и экономики в целом, поскольку предприятия теперь еще в меньшей степени могут рассчитывать на спрос со стороны населения», – отмечает директор департамента стратегического анализа ФБК Игорь Николаев. По его словам, оперативная статистика РЖД весьма объективна и снижение в 1% нельзя списать на погрешность.
«Снижение погрузки в апреле свидетельствует о том, что дно кризиса еще не достигнуто. Так, в первые месяцы 2009 года машиностроительные заводы еще работали по сокращенной рабочей неделе, отгружая продукцию, в том числе на склад и с отсрочкой платежа. Однако эти резервы предприятий сейчас во многом исчерпаны, и некоторые крупные заводы полностью остановили производство. Оживление спроса на их продукцию возможно лишь по ограниченной номенклатуре товаров», – считает руководитель отдела исследований железнодорожного транспорта Института проблем естественных монополий Владимир Савчук. По его словам, наступление весны снизит потребность в энергоносителях, что отразится на объемах погрузки грузов на железнодорожном транспорте. В то же время начало строительного сезона может несколько оживить погрузку по строительным и металлургическим грузам. Однако оживление строительного сектора будет сдерживаться недостатком оборотных средств и платежеспособного спроса.
Впрочем, некоторые эксперты объясняют спад грузоперевозок колебаниями активности предприятий в условиях кризиса. «Топ-менеджеры железнодорожных компаний ожидают, что в 2009 году динамика грузоперевозок будет похожа на синусоиду – возможны колебания как в ту, так и другую строну. Тем не менее дно падения в минус 33% уже позади, и скорее всего в среднем по отрасли падение грузоперевозок выйдет на уровень минус 20%», – считает старший аналитик компании «Открытие» Кирилл Таченников.
Такую же цифру назвал вчера и глава Минфина Алексей Кудрин. По его словам, снижение объемов перевозок, как и падение добычи газа, по году составит около 20%. Кроме того, как считает министр, «мы находимся в стадии переоценки» и еще могут появиться данные о дополнительном снижении производственных программ.
Апрельское усиление негативных тенденций в экономике зафиксировано и в регулярных опросах, которые проводит Институт экономики переходного периода (ИЭПП, институт Егора Гайдара). Так называемый «индекс промышленного оптимизма ИЭПП» в апреле вновь провалился после кратковременной стабилизации в феврале–марте и почти сравнялся с декабрьским показателем – пока худшим месяцем кризиса. Индекс промышленного оптимизма описывает оценку директорами предприятий текущего уровня выпуска, спроса и запасов готовой продукции. «Доля предприятий, не удовлетворенных сбытом, увеличилась до 81%, что стало худшим результатом последних десяти лет. Предприятия рассчитывали на сохранение положительной динамики сбыта, однако эти надежды и прогнозы не оправдались», – отмечают эксперты ИЭПП. По их словам, в апреле промышленность не смогла закрепиться на рубеже февраля–марта и вновь начала отступление.
Пока экономисты рассуждают о перспективах, чиновники пытаются согласовать объявляемые данные о падении в первом квартале. Вчера Алексей Кудрин заявил, что ситуация как в мире, так и в России оказалась хуже, чем ожидалось, поэтому падение ВВП может превысить ожидавшиеся правительством 7%. При этом Кудрин отметил, что считает прогноз падения экономики в 2009 году на уровне 2,2% оптимистичным. Однако он не стал комментировать, какая величина падения является реальной.
Разошлись министры и в оценке спада промпроизводства по итогам первого квартала. Вчера вице-премьер Александр Жуков сообщил о спаде промышленности на 15%, а по подсчетам Росстата спад меньше – 14,3%. В марте, по данным Росстата, промышленное производство по сравнению с мартом 2008 года уменьшилось на 13,7%.