Сергей Богданчиков озвучил новые условия привлечения зарубежных компаний.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В условиях мирового кризиса и падения цен на нефть Россия вновь призывает зарубежных инвесторов вкладывать свои средства в отечественную нефтедобычу, показатели которой падают с каждым месяцем. Как заявил вчера глава «Роснефти» Сергей Богданчиков, его компания выступает за привлечение иностранных нефтяных компаний к разработке российских недр, оговорив при этом ряд новых условий. По его мнению, иностранцы должны участвовать в финансировании всего конкретного месторождения, а не отдельной его доли. Кроме того, они должны открыть рынки и предлагать своим российским партнерам участие в собственных проектах в других странах.
Нехватка финансовых ресурсов для освоения новых месторождений и углубляющийся спад нефтедобычи заставили отечественных нефтяников снова заговорить о необходимости привлечения к разработке месторождений зарубежных компаний.
«Отвечая на вопрос, нужно ли привлекать иностранные компании, я отвечу, что да, нужно. Но на новых условиях», – заявил вчера Богданчиков, выступая на форуме «ТЭК России в XXI веке». Глава «Роснефти» при этом подчеркнул, что одним из таких условий является участие иностранных компаний в финансировании проектов по разработке месторождений в целом. «Иностранные партнеры должны участвовать в финансировании всего проекта, а не отдельно своей доли», – пояснил он. Кроме того, иностранные недропользователи должны предлагать российским компаниям участие в проектах в своих или третьих странах. «Они должны открыть рынки, которые они сами представляют», – уточнил Богданчиков и добавил, что иностранцы должны участвовать в создании инфраструктуры регионов и оказании сервисных услуг.
Состояние дел в нефтедобывающей отрасли остается напряженным из-за сокращения отдачи старых месторождений и нехватки инвестиций для освоения новых. Проблему нехватки инвестиций усугубляют поразивший мир финансовый кризис, сделавший новые заимствования более дорогими, либо вообще недоступными, а также высокая налоговая нагрузка на нефтяников и необходимость расплачиваться с уже накопленными долгами в условиях падения цен на нефть.
Добыча нефти и газового конденсата в России в первом квартале упала на 1,1% по сравнению с тем же периодом прошлого года – до 120,02 млн. тонн. И если в 2007 году общий показатель добычи составил около 491,5 млн. тонн, то по итогам прошлого года он снизился до 488,1 млн. тонн. А по итогам нынешнего года, как прогнозирует Минэкономразвития, нефтяные компании добудут еще меньше – около 482 млн. тонн.
Как отмечают эксперты, нынешняя ситуация очень напоминает середину 90-х годов, когда Россия в условиях нехватки собственных средств и технологий пошла на создание совместных предприятий, основанных на соглашении о разделе продукции (СРП). Несмотря на то что иностранные инвесторы в таких проектах были защищены так называемой дедушкиной оговоркой, запрещающей ухудшать условия налогообложения и производственной деятельности, они оказались беззащитны перед государством, которое в 2006–2007 годах в условиях роста мировых цен на нефть и притока валюты решило поменять правила игры. В результате «Газпром» получил контроль над проектом «Сахалин-2», заставив иностранцев в лице англо-голландской Royal Dutch/Shell и японских Mitsui и Mitsubishi уступить часть своих акций. В то же время участников «Сахалина-1» обязали продавать весь добываемый газ тому же «Газпрому», разрушив их собственные планы по его импорту.
Эксперты высказывают понимание мотивов предложений главы «Роснефти», но не уверены в их эффективности. «С одной стороны, явно нужны деньги, с другой – необходимо восстанавливать инвестиционный облик страны и привлекательность вложений в российскую нефтедобывающую отрасль, – считает ведущий аналитик ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров. – Об этом же говорит и тот факт, что в среду «ЛУКОЙЛ» заявил, что сохраняет свою дивидендную политику, видимо, пытаясь успокоить своих акционеров. Я полагаю, что глава «Роснефти» призвал к равномерному распределению всех рисков на всех стадиях проектов и соответственному делению прибыли».
Как отметил эксперт, сегодня существуют различные условия ведения хозяйственной деятельности – в частности, на иностранцев иногда возлагаются все затраты на проведение геолого-разведочных работ (ГРР) – самой рискованной части проекта. Теперь же ситуация, судя по словам Богданчикова, должна измениться. «Другой вопрос, что для иностранцев даже такое изменение условий вряд ли станет привлекательным, – считает Александров. – В России нефть «тяжелая» и себестоимость ее добычи достаточно высокая, так что в условиях, когда мировые цены продолжают снижаться, такими предложениями инвесторов заманить в страну не получится. В лучшем случае, если предложенная «Роснефтью» схема заработает, в обмен она получит такие же высокорискованные зарубежные активы. Например, по разработке нефтяных месторождений в дельте Нигера или в Алжире. Так что эффект от таких предложений не будет значительным».
В то же время ситуация с инвестициями в российскую нефтянку может измениться в лучшую сторону, как только мировые цены на нефть начнут расти. «Тогда иностранцы сами потянутся в Россию, при этом сам Богданчиков и российские власти очень скоро о своих предложениях забудут, – полагает Александров. – Что, собственно, и происходило, если посмотреть на историю реализации проектов СРП».
В свою очередь, директор департамента Due Diligence компании «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток уверен, что российские власти должны активнее привлекать иностранных инвесторов. «Сегодняшняя закрытость нефтегазового сектора отпугивает иностранных инвесторов, – отмечает он. – Для привлечения средств нужно предложить более прозрачные условия сотрудничества, а также дать гарантии по защите их инвестиций». Вполне возможно, считает эксперт, что предложение Богданчикова о «полноценном участии» поможет привлечь иностранные компании к российским проектам.