Госзаначка расходуется быстрее, чем рассчитывал Алексей Кудрин.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Расчеты правительства на то, что накопленных в Резервном фонде средств хватит как минимум на 2–2,5 года, могут не оправдаться. В марте – первом месяце, когда государство распечатало свою главную «заначку на черный день», размеры Резервного фонда сократились на 750 млрд. руб., или на одну шестую. Кризис может привести к углублению бюджетного дефицита, что разрушит планы властей по сокращению ежемесячных изъятий из фонда.
Экономический кризис не только привел к полуторакратному превышению расходов федерального бюджета над доходами, но и к необходимости закрывать образовавшуюся в госфинансах дыру за счет средств Резервного фонда. В среду вечером Минфин сообщил, что в марте размеры фонда сократились на 750 млрд. руб. – с 4,869 до 4,117 трлн. руб.
Иными словами, за первый месяц использования Резервный фонд страны уменьшился на 15,4%, то есть почти на одну шестую прежнего объема. Если продолжать тратить его прежними темпами, фонд может иссякнуть за полгода.
Значительно экономнее власти расходовали другую часть прежнего Стабфонда – Фонд национального благосостояния (ФНБ). В марте его объем сократился на 85,71 млрд. руб. – с 2,995 до 2,915 трлн. руб., то есть примерно на 3%.
В новом варианте бюджета на этот год доходы запланированы на уровне 6,7 трлн. руб., а расходы – 9,6 трлн. руб. Для покрытия дефицита в размере 2,9 трлн. руб. из Резервного фонда планируется привлечь 2,7 трлн. руб., в том числе 1,6 трлн. руб. – в первом полугодии. Чтобы вложиться в эти показатели, правительству придется серьезно сократить расходование Резервного фонда в ближайшие месяцы. Пока Минфин планирует, что в апреле из фонда будут изъяты 600 млрд., а в мае – 400 млрд. руб. В дальнейшем, по расчетам правительства, нужда в подпитке из Резервного фонда должна упасть еще больше. Власти надеются, что во втором полугодии экономика, а с ней и поступления в доходную часть бюджета начнут восстанавливаться, что уменьшит текущий бюджетный дефицит.
Впрочем, надежды на то, что разрыв между доходами и расходами бюджета будет сокращаться ранее заложенными в расчеты темпами, тают с каждым днем. Две недели назад вице-премьер, министр финансов Алексей Кудрин заявил, что пик кризиса скорее всего передвинется с середины этого года на его конец или даже начало следующего года. Вчера Минфин сообщил, что дефицит бюджета в 2009 году может составить не 2,9 трлн., а более 3,331 трлн. руб. Так что потребность в дополнительных изъятиях из Резервного фонда или поиске альтернативных источников покрытия бюджетного дефицита может только усилиться. Весьма вероятно, что при таком сценарии к 1 января 2010 года в Резервном фонде останется не 1,867 трлн. руб., как планирует правительство, а значительно меньше. То есть страна может проесть свою главную заначку быстрее, чем рассчитывало правительство.
Не особенно верят в исполнимость бюджетных расчетов и опрошенные «НГ» эксперты. По мнению главного экономиста ФК «Открытие» Данилы Левченко, дефицит бюджета-2009 по факту окажется выше запланированного, и тогда все цифры изменятся в худшую сторону.
«Надежды правительства на улучшение ситуации с доходами бюджета в 2009 году могут быть связаны с некоторым повышением мировых цен на нефть, что, в случае сохранения их на текущих уровнях – примерно 50 долларов за баррель, должно привести к увеличению нефтегазовых доходов», – говорит замруководителя аналитического департамента ООО «Совлинк» Ольга Беленькая. В то же время, по ее словам, не менее важное значение имеет ситуация с экономической активностью и доходами компаний. По словам эксперта, после обвала промпроизводства и инвестиций в ноябре–январе, в феврале–марте темпы падения замедлились. «Однако спад не преодолен. Более того, если раньше экономику вытягивал потребительский спрос, то в феврале он начал сокращаться, поскольку снижение реальных доходов населения лишь частично компенсируется расходованием личных сбережений», – говорит Беленькая. «Принимаемые государством антикризисные меры, возможно, удерживают от банкротства крупнейшие предприятия и банки, но не достигают основной цели – не поддерживают конечный спрос в экономике. А без этого доходы бюджета могут вытянуть только внешние факторы, такие как цены на энергоресурсы, цены на которые от нас не зависят», – подытожила Беленькая.