Игорь Шувалов (слева) в отличие от Игоря Сечина недоволен нефтяной зависимостью отечественной экономики.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Правительство все больше напоминает не коллектив единомышленников, а кабинет погрязших в противоречиях министров, о чем свидетельствуют расходящиеся не только со словами коллег, но иногда и с собственными заявлениями, публичные выступления его членов. Вчера новую почву для таких оценок дало опубликованное в Wall Street Journal интервью вице-премьера Игоря Сечина.
Сечин сообщил, что РФ не готова вступать в Организацию стран – экспортеров нефти (ОПЕК). А две недели назад он допускал такую возможность при условии, что будут соблюдены все договоренности с картелем, суть которых прямо не раскрыл. Вице-премьер представил свое видение развития экономики страны. Оно радикально отличается от взглядов, которые на днях озвучил первый вице-премьер Игорь Шувалов.
Эксперты отмечают, что единой концепции развития экономики в правительстве не было и нет, а разговоры о вступлении или невступлении в ОПЕК расценивают как обычный ни к чему не обязывающий инструмент в глобальной политике.
«Это было бы безответственно для России – стать членом ОПЕК, – так как мы напрямую не можем регулировать деятельность наших нефтяных компаний, находящихся в основном в частных руках», – пояснил Сечин в интервью. Из-за этого, по его словам, Москва не может обязать производителей ограничить добычу, однако нефтяные компании все равно уменьшат ее в этом году, так как снижение цен ограничивает их производственные возможности. Вице-премьер отметил, что если нефть вновь станет дешевле 40 долл. за баррель, то ее добыча в стране в этом году может снизиться на 300 тыс. баррелей в день, то есть в 2 раза сильнее, чем закладывает в свои нынешние прогнозы правительство. Впрочем, о полном отказе от сотрудничества с этой организацией речи не идет и Россия, по его словам, готова поддерживать «координацию» с картелем с учетом общих интересов по поддержанию цен.
Это заявление сильно расходится с заявлением Сечина в ходе саммита ОПЕК в Вене 15 марта, где он не исключил возможность рассмотрения российскими властями вопроса вступления в ОПЕК, «если все наши договоренности с картелем будут реализовываться» («НГ» от 16.03.09).
Во вчерашнем интервью Сечин ответил и критикам российской экономики, недовольным ее сильной зависимостью от нефти и газа. «Легко упрекать Россию тем странам, где всегда светит солнце, а в нашей стране суровый климат», – попенял им чиновник. После чего добавил, что «природные ресурсы даны России Богом и должны быть эффективно использованы», так что в нефтяной зависимости нет ничего страшного, а те, кто считает иначе, «просто завидуют».
Данное утверждение противоречит точке зрения на пути дальнейшего развития экономики, которую в интервью Financial Times 25 марта высказал первый вице-премьер Игорь Шувалов. По мнению Шувалова, высокие нефтяные цены только вредят отечественной экономике. «Чем дольше у нас будут низкие цены на ресурсы, тем скорее будет создана новая модель экономики, – пояснил свою позицию первый вице-премьер. – Даже сейчас некоторые говорят: «Не волнуйтесь, через год все цены опять вырастут, в бюджете опять будет полно денег, и можно будет действовать в том же духе. Но это нехорошо. Лучше, если у нас будет трудный период в два, три года или даже пять лет».
Это не единственное разногласие по ключевым вопросам развития экономики среди членов правительства, публично проявившееся в последние дни. Правда, прежние разногласия касались скорее не путей развития экономики, а перспектив выхода из кризиса. Тот же Шувалов полторы недели назад заявил о том, что дно кризиса уже пройдено или близко, и предположил, что уже к концу года в экономике начнется рост. Буквально через несколько дней после этого другой вице-премьер – глава Минфина Алексей Кудрин заявил о скором наступлении «второй волны кризиса» в финансовой системе страны, связанной с неплатежами по кредитам реального сектора. Эксперты предсказывают, что вторая волна финансового кризиса накроет экономику страны летом или осенью и только тогда можно будет говорить о достижении дна кризиса. В частности, такую точку зрения высказал на днях советник президента Аркадий Дворкович. При этом первый зампред Центробанка Алексей Улюкаев предостерег от слишком оптимистичных прогнозов, сообщив, что на дне, в «зоне вязкости», экономика может находиться достаточно долго – год-два. Впрочем, вчера Алексей Кудрин по крайней мере частично поддержал прогноз Шувалова, заявив, что экономический рост в России может возобновиться в четвертом квартале.
Мнения экспертов по поводу заочной полемики Сечина и Шувалова разделились. Директор департамента Due Diligence компании «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток считает, что ссылки Сечина на то, что российские нефтяные компании (НК) частные – неуместны. «Подавляющее большинство крупных российских нефтяных компаний принадлежит государству, – отмечает эксперт. – Так что в целом нефтяной сектор в России управляем. Другой вопрос, что на сегодняшний день Россия сама не готова к вступлению в ОПЕК. Отечественная экономика слишком зависит от поставок энергоносителей, и добровольно сокращать или ограничивать эти поставки, особенно в сложный для страны период, правительство не будет».
«Единой концепции в правительстве нет и никогда не было, поскольку всегда были разные группы, – поясняет научный руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин. – Шувалов и Сечин являются выразителями двух из них, причем довольно противоречивых». По мнению эксперта, с одной стороны, прав Сечин, поскольку если есть у России такое богатство, как нефть и газ, то грех этим было не воспользоваться. С другой, как справедливо отмечает Шувалов, высокие цены на сырье действительно действуют губительно на экономику, поскольку при этом делать практически ничего не нужно – казна и так наполняется. «При этом никто из них по отдельности не имеет никакого права на истину, – говорит Ясин. – Хотя мне лично ближе позиция Шувалова».
В свою очередь, руководитель отдела фундаментального анализа ФК «Открытие» Наталья Мильчакова не считает оба мнения противоречащими. «Скорее, они дополняют друг друга, – считает эксперт. – Конечно, сильная зависимость от цен на сырье не есть благо. Но, по моему мнению, Шувалов, скорее, говорит о том, что надо перестраивать нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ), чтобы гнать на экспорт не только сырую нефть, но и продукты более глубокой переработки. Но ближе к жизни все-таки Сечин». Чтобы перестроить те же НПЗ, нужны огромные средства, которых у наших компаний сегодня просто нет, за исключением, может быть, «Сургутнефтегаза». «К сожалению, Шувалов не говорит о том, где их взять, поэтому его рассуждения лишены конкретики», – отмечает аналитик.
«Что же касается ОПЕК и вступления в нее России, то никто ведь и не давал твердых обещаний, – напоминает Мильчакова. – Теоретически это возможно, вопрос лишь в том, когда и на каких условиях. К тому же нельзя сбрасывать со счетов и политические факторы. Говорить о вступлении России в ОПЕК накануне встречи президентов России и США, Дмитрия Медведева и Барака Обамы, и саммита «двадцатки» в Лондоне было бы как минимум недальновидно».