«Сургутнефтегаз» начинает экспансию в Европу.
Фото ИТАР-ТАСС
Российский капитал активизирует скупку наиболее привлекательных зарубежных активов. При этом мировой финансовый кризис и связанные с ним проблемы в валютно-финансовой сфере страны не только не стали помехой для такой скупки, но и разогрели аппетиты. Вчера было объявлено, что «Сургутнефтегаз» приобрел за 1,4 млрд. евро 21,2% венгерской MOL. Пакет куплен у австрийской OMV Group за цену, почти вдвое превышающую рыночные котировки. Экспансия за рубеж происходит, несмотря на растущее недовольство внутри страны сокращением золотовалютных резервов и продолжающимся бегством капиталов.
«Покупка доли в MOL станет серьезной основой для начала долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества между нашими компаниями и послужит укреплению европейской энергетической безопасности», – процитировал вчера РИА Новости гендиректора «Сургутнефтегаза» Владимира Богданова сотрудник пресс-службы компании. По его словам, сумма, потраченная на приобретение 21,2% акций Magyar Olaj-es Gazipari Nyilvanosan Mukodo Reszvenytarsasag (MOL), не разглашается.
В то же время, как сообщило вчера агентство Reuters со ссылкой на OMV, сумма сделки составила 1,4 млрд. евро, причем российская компания согласилась заплатить 19,212 форинта за акцию MOL при цене закрытия в пятницу на уровне 9,94 форинта. Таким образом, цена сделки в 1,9 раза превысила текущую рыночную стоимость пакета.
ОАО «Сургутнефтегаз» – четвертая по величине нефтяная компания России. В ней работает более 100 тыс. сотрудников. Выручка компании за девять месяцев 2008 года составила 475,4 млрд. руб., чистая прибыль – 120 млрд. руб. В свою очередь, в MOL Group входят венгерская химическая компания TVK, словацкая нефтяная компания Slovnaft и австрийская торговая компания Roth.
Покупка СНГ доли MOL – далеко не единственный пример растущей активности российских компаний за рубежом. В феврале «Мечел» купил американскую Bluestone Coal Corp. за сумму, почти в 10 раз меньше изначально обсуждавшейся, – за 425 млн. долл. И хотя в общей сложности российский концерн потратит на установление контроля над Bluestone около 800 млн. долл., уникальность сделке придает тот факт, что до «Мечела» ни одной из российских компаний не удавалось снизить сумму сделки в сфере слияний и поглощений (M&A) в разы.
Эксперты уверены, что, несмотря на протесты внутри страны по поводу того, что покупка иностранных активов – не что иное, как вывод капиталов за рубеж, особенно болезненный для экономики и финансовой сферы страны в условиях кризиса, именно кризис – лучшее время для проведения экспансии, о которой российские компании мечтали на протяжении последних лет. «Успех не всегда им сопутствовал в этом стремлении, – отмечает руководитель аналитического отдела ИК «Галлион-Капитал» Александр Разуваев. – Достаточно вспомнить историю борьбы «Северстали» за Arcelor. Теперь же перед ними открываются новые возможности». Для «Сургутнефтегаза», кубышка которого в виде наличных средств составляет около 22 млрд. долл., это первая покупка за последнее обозримое время, поясняет аналитик.
«Для компании это вход на европейский рынок, плюс премия за пакет. С учетом того, сколько нефти мы экспортируем, важно иметь в Европе как можно больше НПЗ и АЗС, – продолжает управляющий партнер компании «2К Аудит – Деловые консультации» Иван Андриевский. – Возможно, MOL сделали предложение, от которого было трудно отказаться». По его словам, «Сургутнефтегаз» – очень закрытая компания, и до вчерашнего дня о переговорах ничего слышно не было, кроме того, что компания думала продать свои газовые активы, в числе претендентов на которые был и «Газпром». «Но если «Сургутнефтегаз» действительно договорился о покупке 21,2% MOL, то это очень позитивная новость для компании, – считает эксперт. – Не секрет, что многие российские нефтекомпании ищут выход на конечного европейского потребителя и готовы платить за это довольно высокую цену. Так, «ЛУКОЙЛ» приобрел долю НПЗ на Сицилии за 1,347 миллиарда евро».
В свою очередь, замдиректора юридической фирмы «Яковлев и партнеры» Ольга Лазарева полагает, что покупка «Сургутнефтегаза» не похожа на завуалированный вывод капиталов из страны, так как MOL владеет долями российских нефтяных месторождений. «Приобретая акции головной венгерской компании, «Сургутнефтегаз» может достичь таким образом цели увеличить свою долю в месторождениях Западной Сибири и обеспечить себе новые рынки сбыта, – считает Лазарева. – Подобная из планируемых сделок – озвученные в СМИ планы Сбербанка по приобретению акций опять же венгерского OTP Bank или австрийского Raiffeisenbank».