Игорь Шувалов сообщил о смене правительственных приоритетов в отношении заложенных активов.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Углубляющийся кризис заставил власти пересмотреть политику активного противодействия переходу оказавшихся в залоге у зарубежных банков и компаний стратегических активов страны в руки иностранцев путем выкупа этих залогов за счет бюджета.
Государство передумало выкупать эти залоги и создавать малоэффективные структуры по управлению национализированными активами и готово допустить их переход к иностранцам. Об этом, в частности, свидетельствует интервью агентству Bloomberg первого вице-премьера Игоря Шувалова, в котором он сообщил, что власти могут допустить, чтобы владелец контролирующей RUSAL компании «БазЭл» Олег Дерипаска расплатился с иностранными кредиторами акциями крупнейшего в стране производителя алюминия.
«Это вопрос, касающийся RUSAL и его кредиторов, – сообщил в среду вечером агентству Bloomberg Игорь Шувалов. – Позиция правительства по вопросу задолженности перед иностранными банками заключается в том, что весь долг должен быть выплачен и все договоренности должны быть соблюдены». Он также пояснил, что власти не планирует оказывать какую-либо дополнительную финансовую помощь RUSAL. По его словам, спасение частной компании выглядело бы как «экстраординарная мера». «Когда нас спрашивают о том, готовы ли мы стать акционером RUSAL, мы отвечаем, что на сегодняшний момент мы не собираемся делать этого, – уточнил первый вице-премьер. – Существует антикризисная программа, позволяющая нам выкупать акции компаний в целях обеспечения стабильности и покрытия задолженностей, но в случае с RUSAL мы не собираемся этого делать».
Совсем недавно позиция государства была прямо противоположной. Осенью, когда страна только погружалась в кризис, в правительстве преобладала линия по недопущению перехода стратегических залогов иностранцам. Горячие головы предлагали выкупать эти залоги и передавать их в управление специально создаваемым госкорпорациям. Это порождало подозрения в намерении части чиновников и приближенных к власти предпринимателей поучаствовать под благовидным предлогом в масштабном переделе собственности. При этом эффективность работы госкорпораций, даже если исключить коррупционные мотивы, вызывала большие вопросы. На выкуп залогов власти выделили 50 млрд. долл. госсредств, из которых к февралю успели потратить 11 млрд., после чего эту программу решили заморозить. Теперь частному бизнесу предложено самому рассчитываться по долгам по рыночным законам, что эксперты считают более предпочтительным вариантом, и в этом вопросе есть определенные успехи.
В частности, Олег Дерипаска в начале марта договорился о двухмесячной отсрочке по выплате задолженности в размере 7,4 млрд. долл. более чем 70 банкам, в числе которых иностранные ABN Amro NV, Citigroup Inc., BNP Paribas SA и Merrill Lynch & Co.
В самой компании пока воздерживаются от подробных комментариев по поводу заявления Шувалова, однако подчеркивают, что RUSAL «не обращается и не рассчитывает на финансовую помощь от государства». Как сообщили «НГ» в пресс-службе компании, «мы находимся в активной стадии обсуждения долгосрочной реструктуризации с нашими кредиторами, что позволит нам существенно снизить долговую нагрузку, а также реализуем программу по повышению эффективности производства на наших предприятиях».
По мнению экспертов, возможное согласие государства на покрытие долга по кредитам акциями может быть для RUSAL положительным. «Рассчитавшись по долгам с иностранными банками своими акциями, RUSAL может убить сразу двух зайцев, – отмечает управляющий партнер компании «2К Аудит – Деловые консультации» Иван Андриевский. – Во-первых, компания рассчитается со своими долгами, что скажется на инвестиционной привлекательности RUSAL, а также на репутации компании. А во-вторых, отдав свои акции, компания фактически привлечет новых иностранных партнеров, что может означать дополнительные инвестиции, новые технологии, новые возможности». К тому же, по его мнению, это станет положительным знаком и для всей российской экономики. «То, что одна из крупнейших компаний рассчитается по своим долгам, значительно улучшит инвестиционный климат в стране в целом, – считает Андриевский. – Это будет сигналом для иностранных инвесторов, что вложения в российские компании стали менее рискованными, что в условиях кризиса немаловажно. Кроме того, иностранные инвесторы фактически получат доступ к активам, которые ранее для них были труднодоступны. Большая открытость российской экономики для иностранных инвестиций будет только способствовать увеличению притока капитала в страну».
Аналитик ФК «Уралсиб» Николай Сосновский считает последние заявления со стороны представителей правительства внешними проявлениями достигнутых внутренних договоренностей. «Здесь может быть два варианта – либо все настолько плохо, что у государства просто нет денег на спасение стратегических компаний, либо, наоборот, RUSAL со всеми кредиторами договорился и иностранцы не претендуют на какую-то большую часть активов, – предполагает эксперт. – Но пока трудно судить, что будет потом, после истечения двухмесячной отсрочки, о которой RUSAL договорился с основными кредиторами. Вполне может оказаться, что в критической ситуации госпомощь все-таки будет оказана».
По мнению Сосновского, в плане бизнеса решение о погашении кредитов акциями было бы положительным, «особенно если эти акции привилегированные, которые, грубо говоря, являются бесконечными облигациями». Но в стратегическом плане и для «БазЭла», и для страны потеря части компании была бы крайней мерой. Впрочем, считает аналитик, выход может быть найден, поскольку все инвестиции должны проходить одобрение на государственном уровне и так или иначе именно правительство будет решать, разрешать ли отдавать акции кредиторам, а если разрешать, то кому именно. «Цель – отдать как можно меньше и как можно дороже, – поясняет Сосновский. – Предпочтительнее в этом случае являются европейские компании, с которыми можно договориться и о возможности обратного выкупа через какое-то время. Тогда как с китайцами такой вариант осуществить будет сложнее – они, если вцепятся в актив, обратно его постараются не вернуть». Так что если речь пойдет о пакете в 25% минус одна акция, который не влияет на контроль в компании, ситуация будет вполне нормальной.