Решение властей субcидировать продажи производимых в России автомобилей перерастает в громкий скандал. Вчера ФАС пригрозила возбудить против Минпромторга дело за нарушение закона о конкуренции, если ведомство не исправит перечень подпадающих под льготы автомобилей. ФАС считает, что составители списка незаслуженно дискриминировали продукцию «Автотора» и «ТагАЗа» и в то же время включили в список ряд дорогостоящих моделей. Большинству опрошенных «НГ» аналитиков логика Минпромторга также показалась небезупречной.
«Мы проводим проверку в Минпромторге в настоящее время, а срок изменения перечней истекает сегодня», – заявил вчера начальник управления контроля промышленности ФАС Алексей Ульянов.
Он пояснил, что в перечень автомобилей, при покупке которых в кредит гражданам будет оказана помощь государства – за счет субсидирования процентной ставки по кредиту в размере двух третьих ставки рефинансирования ЦБ (13%), – не был включен весь модельный ряд «Автотора» и «ТагАЗа». Кроме того, «ТагАЗ» оказался обижен и тем, что в перечень машин для государственных нужд, в котором присутствуют преимущественно грузовики, опять же не была включена его продукция. Как сообщил Ульянов, автомобиль Jetta производства Volkswagen стоит больше 350 тыс. руб., но при этом в список субсидируемых ставок по автомобилям попал, тогда как GAZ Siber – нет. «Если мы не получим внятных объяснений по поводу невключения автомобилей этих предприятий в эти перечни или если в эти перечни не будут внесены изменения, то мы возбудим антимонопольное дело по статье 15 Закона «О защите конкуренции» – ограничение конкуренции госорганов», – сказал представитель ФАС. В случае возбуждения антимонопольного расследования ФАС может выдать Минпромторгу предписание о внесении поправок в соответствующие документы.
Между тем в самом Минпромторге все обвинения в свой адрес отвергают. «НГ» сообщили в отделе коммуникативных технологий министерства: «Наша позиция по этому вопросу была изложена в письме, направленном в ФАС еще в конце прошлой недели, поэтому мы сами сейчас пытаемся выяснить, почему появляются претензии после мотивированного ответа». «При составлении списка мы исходили из простой логики, согласно которой в него попадала продукция исконно отечественных предприятий и предприятий, работающих в режиме промышленной сборки со степенью локализации – 30%, – пояснили в Минпромторге. – Продукция «Автотора» и «ТагАза» под эти критерии не подпадает, поскольку процент переработки на них незначительный. Да и с «ГАЗом» не было бы вопросов, если бы речь шла о классической «Волге».
Напомним, что в список Минпромторга попал весь модельный ряд АвтоВАЗа, включая внедорожник Chevrolet Niva, которую завод выпускает в партнерстве с General Motors, UAZ Hunter, а также Ford Focus, Fiat Albea, Kia Spectra, Renault Logan, Skoda Fabia и Volkswagen Jetta. Несмотря на то что ценовой порог, при котором машины попадают в список, был объявлен на уровне в 350 тыс. руб., ряд иномарок из него сразу выбились. Например, розничная цена на Ford Focus, ставший самой популярной иномаркой в России, начинается от 388,7 тыс. руб., а на Volkswagen Jetta – от 680 тыс. руб. Это не помешало продукции германского концерна попасть в льготный список, тогда как российский GAZ Siber, созданный на платформе американского Chrysler стоимостью от 487 тыс. руб., не получил таких преференций. Как пояснили в Минпромторге, все дело в потенциале снижения цены. У Ford Focus и Volkswagen Jetta он имеется – за счет введения специальных бонусных программ по продажам и снижения уровня комплектации, тогда как Siber такого потенциала, по мнению чиновников, лишен.
Такие доводы пока вызывают у экспертов одни лишь вопросы. «Список автомобилей, покупку которых государство готово субсидировать, изначально вызывал недоумение, – отмечает гендиректор компании «2К Аудит – Деловые консультации» Тамара Касьянова. – Предполагалось, что в него войдут автомобили, стоимость которых не превышает 350 тысяч рублей, и по этому параметру под программу госсубсидий попадала лишь продукция АвтоВАЗа, а также Renault Logan и Fiat Albea. Но оказалось, что в список вошли также модели, стоимость базовой комплектации которых превышает, причем иногда значительно, эту пороговую сумму». Учитывая, что ценовой параметр отбора моделей для предоставления госсубсидий был фактически отменен, а критерии отбора в список автомобилей, рекомендованный для госзаказа, не совсем ясны, намерение ФАС разобраться, по каким принципам формировались данные списки, вполне понятно, считает эксперт.
Справедливости ради стоит отметить, что практически вся продукция «ТагАЗа» и «Автотора» в ценовой барьер для предоставления госсубсидий в 350 тыс. руб. не вписывается. Исключение составляет, пожалуй, лишь Hyundai Accent, производимый на «ТагАЗе», что, впрочем, не позволило автомобилю попасть в список льготников. Зато в список попала Kia Spectra, производимая на Ижевском заводе, тогда как ни одна из моделей Kia, производимых «Автотором», в число льготников не вошла. Вполне естественно, что и эти решения Минпромторга вызывают определенные вопросы.
Гендиректор компании «Фин-Экспертиза» Агван Микаелян считает, что двойственность в действиях Минпромторга налицо и претензии ФАС вполне обоснованны. «Чисто по-человечески желание защитить отечественного производителя вполне понятно, но с точки зрения экономики такое решение выглядит несправедливо, – полагает эксперт. – Это элемент конкурентной борьбы, когда стимулируется спрос не на отдельные виды автомобилей, а на производителей, что явно дискриминационно».
По мнению Касьяновой, если делу будет дан ход, не исключено, что правительству придется вернуться к ценовому цензу для предоставления госсубсидий. В итоге количество льготников может быть сокращено.