0
1288
Газета Экономика Интернет-версия

19.03.2009 00:00:00

Минпромторг просчитался с автомобилями

Тэги: фас, минпромторг, скандал


Решение властей субcидировать продажи производимых в России автомобилей перерастает в громкий скандал. Вчера ФАС пригрозила возбудить против Минпромторга дело за нарушение закона о конкуренции, если ведомство не исправит перечень подпадающих под льготы автомобилей. ФАС считает, что составители списка незаслуженно дискриминировали продукцию «Автотора» и «ТагАЗа» и в то же время включили в список ряд дорогостоящих моделей. Большинству опрошенных «НГ» аналитиков логика Минпромторга также показалась небезупречной.

«Мы проводим проверку в Минпромторге в настоящее время, а срок изменения перечней истекает сегодня», – заявил вчера начальник управления контроля промышленности ФАС Алексей Ульянов.

Он пояснил, что в перечень автомобилей, при покупке которых в кредит гражданам будет оказана помощь государства – за счет субсидирования процентной ставки по кредиту в размере двух третьих ставки рефинансирования ЦБ (13%), – не был включен весь модельный ряд «Автотора» и «ТагАЗа». Кроме того, «ТагАЗ» оказался обижен и тем, что в перечень машин для государственных нужд, в котором присутствуют преимущественно грузовики, опять же не была включена его продукция. Как сообщил Ульянов, автомобиль Jetta производства Volkswagen стоит больше 350 тыс. руб., но при этом в список субсидируемых ставок по автомобилям попал, тогда как GAZ Siber – нет. «Если мы не получим внятных объяснений по поводу невключения автомобилей этих предприятий в эти перечни или если в эти перечни не будут внесены изменения, то мы возбудим антимонопольное дело по статье 15 Закона «О защите конкуренции» – ограничение конкуренции госорганов», – сказал представитель ФАС. В случае возбуждения антимонопольного расследования ФАС может выдать Минпромторгу предписание о внесении поправок в соответствующие документы.

Между тем в самом Минпромторге все обвинения в свой адрес отвергают. «НГ» сообщили в отделе коммуникативных технологий министерства: «Наша позиция по этому вопросу была изложена в письме, направленном в ФАС еще в конце прошлой недели, поэтому мы сами сейчас пытаемся выяснить, почему появляются претензии после мотивированного ответа». «При составлении списка мы исходили из простой логики, согласно которой в него попадала продукция исконно отечественных предприятий и предприятий, работающих в режиме промышленной сборки со степенью локализации – 30%, – пояснили в Минпромторге. – Продукция «Автотора» и «ТагАза» под эти критерии не подпадает, поскольку процент переработки на них незначительный. Да и с «ГАЗом» не было бы вопросов, если бы речь шла о классической «Волге».

Напомним, что в список Минпромторга попал весь модельный ряд АвтоВАЗа, включая внедорожник Chevrolet Niva, которую завод выпускает в партнерстве с General Motors, UAZ Hunter, а также Ford Focus, Fiat Albea, Kia Spectra, Renault Logan, Skoda Fabia и Volkswagen Jetta. Несмотря на то что ценовой порог, при котором машины попадают в список, был объявлен на уровне в 350 тыс. руб., ряд иномарок из него сразу выбились. Например, розничная цена на Ford Focus, ставший самой популярной иномаркой в России, начинается от 388,7 тыс. руб., а на Volkswagen Jetta – от 680 тыс. руб. Это не помешало продукции германского концерна попасть в льготный список, тогда как российский GAZ Siber, созданный на платформе американского Chrysler стоимостью от 487 тыс. руб., не получил таких преференций. Как пояснили в Минпромторге, все дело в потенциале снижения цены. У Ford Focus и Volkswagen Jetta он имеется – за счет введения специальных бонусных программ по продажам и снижения уровня комплектации, тогда как Siber такого потенциала, по мнению чиновников, лишен.

Такие доводы пока вызывают у экспертов одни лишь вопросы. «Список автомобилей, покупку которых государство готово субсидировать, изначально вызывал недоумение, – отмечает гендиректор компании «2К Аудит – Деловые консультации» Тамара Касьянова. – Предполагалось, что в него войдут автомобили, стоимость которых не превышает 350 тысяч рублей, и по этому параметру под программу госсубсидий попадала лишь продукция АвтоВАЗа, а также Renault Logan и Fiat Albea. Но оказалось, что в список вошли также модели, стоимость базовой комплектации которых превышает, причем иногда значительно, эту пороговую сумму». Учитывая, что ценовой параметр отбора моделей для предоставления госсубсидий был фактически отменен, а критерии отбора в список автомобилей, рекомендованный для госзаказа, не совсем ясны, намерение ФАС разобраться, по каким принципам формировались данные списки, вполне понятно, считает эксперт.

Справедливости ради стоит отметить, что практически вся продукция «ТагАЗа» и «Автотора» в ценовой барьер для предоставления госсубсидий в 350 тыс. руб. не вписывается. Исключение составляет, пожалуй, лишь Hyundai Accent, производимый на «ТагАЗе», что, впрочем, не позволило автомобилю попасть в список льготников. Зато в список попала Kia Spectra, производимая на Ижевском заводе, тогда как ни одна из моделей Kia, производимых «Автотором», в число льготников не вошла. Вполне естественно, что и эти решения Минпромторга вызывают определенные вопросы.

Гендиректор компании «Фин-Экспертиза» Агван Микаелян считает, что двойственность в действиях Минпромторга налицо и претензии ФАС вполне обоснованны. «Чисто по-человечески желание защитить отечественного производителя вполне понятно, но с точки зрения экономики такое решение выглядит несправедливо, – полагает эксперт. – Это элемент конкурентной борьбы, когда стимулируется спрос не на отдельные виды автомобилей, а на производителей, что явно дискриминационно».

По мнению Касьяновой, если делу будет дан ход, не исключено, что правительству придется вернуться к ценовому цензу для предоставления госсубсидий. В итоге количество льготников может быть сокращено.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
1736
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
3695
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
2753
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
2246

Другие новости