Без поставок из Казахстана трубопроводу Баку–Тбилиси–Джейхан не хватит нефти.
Фото ИТАР-ТАСС
Астана усиливает давление на партнеров с целью получить контроль над транспортировкой своих энергоресурсов на мировые рынки. Казахстан намерен получить не менее 51% в Транскаспийском проекте доставки нефти в трубопровод Баку–Тбилиси–Джейхан (БТД). По мнению экспертов, реализация этого проекта может поставить под вопрос планы по расширению мощностей Каспийской трубопроводной системы (КТК), по которой казахстанская нефть поставляется в Европу по территории России.
«Безусловно, мы ниже 51% формально и неформально к этой трубе не пойдем. Мы интенсивно переговариваемся, но у нас есть разногласия с консорциумом, Chevron, они единым фронтом сейчас выступают», – заявил вчера после заседания правительства Казахстана министр энергетики страны Сауат Мынбаев.
Таким образом он прокомментировал планы Астаны относительно создания казахстанской каспийской системы транспортировки углеводородов (ККСТ), более известной как Транскаспийский проект. «Разногласия разные, но основное связано с контролем над трубой. Мы не собираемся уступать контроль», – заявил Мынбаев.
Отметим, что в январе 2007 года национальная нефтегазовая компания Казахстана «КазМунайГаз» и участники консорциума Agip KCO и СП «Тенгизшевройл» (ТШО, где ChevronTexaco Overseas принадлежит 50%, ExxonMobil Kazakhstan Ventures Inc. – 25%, «КазМунайГазу» – 20%, российско-американскому СП LUKArco – 5%) подписали меморандум о взаимопонимании основных принципов сотрудничества по проекту создания ККСТ. Речь, в частности, идет о реализации Транскаспийского нефтепроводного проекта, который, по замыслу его участников, позволит создать надежную систему долгосрочной танкерной транспортировки нефти через терминалы в Казахстане и Азербайджане и ее последующего экспорта с использованием трубопровода БТД и другой нефтетранспортной инфраструктуры. В рамках проекта на казахстанском побережье Каспия предусматривается создание новой нефтетранспортной инфраструктуры: строительство нефтепровода Ескене–Курык, расширение морского порта Курык, закупка танкеров дедвейтом более 60 тыс. тонн, на которых нефть будет транспортироваться по Каспийскому морю в систему БТД на территории Азербайджана. Ресурсной базой для Казахстана станут месторождения «Кашаган» на шельфе Каспия, которое разрабатывает консорциум Agip KCO, и «Тенгиз» – которым занимается ТШО. По оценкам «КазМунайГаза», общая стоимость создания ККСТ может составить 3 млрд. долл., причем за счет привлечения внешних инвестиций. Предполагается, что ККСТ обеспечит на начальном этапе транспортировку через БТД на мировые рынки 25 млн. тонн нефти в год с последующим увеличением до 38 млн. тонн в год. Проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию казахстанской каспийской системы транспортировки планируется к началу добычи на Кашагане в 2010–2011 годах. Однако доля в 20%, которыми владеет «КазМунайГаз», судя по всему, теперь казахстанскую сторону не удовлетворяют, и Астана намерена резко ее увеличить до контрольной.
Напомним, что в прошлом году Казахстан добыл около 70 млн. тонн нефти, из которых 63 млн. были предназначены для экспорта. В планах Астаны увеличить добычу до 80 млн. тонн в 2010 году и до 100 млн. тонн в 2015 году. Сейчас у Казахстана есть два главных пути поставки своей нефти на мировой рынок. Оба они проходят через Россию – это трубопровод КТК (Каспийский трубопроводный консорциум), который выходит к черноморскому порту Новороссийск, и линия Атырау–Самара. Кроме того, есть проект поставки казахстанской нефти в Китай по трубопроводу Атасу–Алашанькоу с первоначальной мощностью в 10 млн. тонн в год. Напомним, что в мае прошлого года Россия и Казахстан договорились об увеличении мощности КТК с 32 млн. до 67 млн. тонн нефти в год – в два этапа за период до 2012 года. Однако, как отмечают эксперты, если Казахстану удастся добиться получения контроля над ККСТ, договоренности об увеличении мощностей КТК могут быть заморожены.
«Сегодня Казахстан может занять твердую позицию по данному вопросу. Страна в последние годы стремительно наращивала и продолжает наращивать объемы нефтедобычи, в связи с чем вынуждена искать возможности увеличения объемов экспорта нефти», – считает глава департамента Due Diligence компании «2К Аудит – Деловые консультации» Александр Шток. По его мнению, проблемы с расширением мощностей КТК, которые вызывали недовольство казахстанской стороны, вызвали цепную реакцию: Астана возобновила переговоры с Азербайджаном по Транскаспийскому проекту. Но одновременно с мертвой точки сдвинулись переговоры по расширению КТК. «Таким образом, сегодня у Казахстана есть возможность выбора маршрута транспортировки нефти, поэтому Астана может ставить жесткие условия партнерам по ККСТ, – считает эксперт. – Если Chevron не пойдет на уступки, то Транскаспийский проект снова может подвиснуть. Однако придется суетиться и России, поскольку Транскаспийский проект в случае его реализации может сказаться на трубопроводе КТК. «Если начнется реализация ККСТ, вопрос о расширении КТК может быть снова заморожен, поскольку новые мощности трубопровода в ближайшее время могут и не понадобиться», – полагает Шток.
В свою очередь, юрист юридической группы «Яковлев и партнеры» Роберт Смирнов считает, что противоречия между Казахстаном и американской корпорацией Chevron неминуемо отодвинут сроки реализации проекта. «Это вполне логичное следствие разногласий между двумя главными игроками – государством, на территории которого планируется строительство трубопровода, – и одним из основных инвесторов проекта, – считает аналитик. – Предсказать, насколько эти противоречия будут серьезными, пока тяжело, но и Казахстан, и США в равной степени заинтересованы в том, чтобы они не слишком сильно затягивали процесс строительства».