Аудитории не поредеют: для вузовских кредитов предлагается выделить 21 миллиард рублей
Фото Евгения Зуева (НГ-фото)
Вчера правительственная комиссия по повышению устойчивого развития экономики под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова рассматривала вопросы, связанные с антикризисными мерами. И в частности, как лучше использовать возможности образования для преодоления роста безработицы.
«Образование – хороший способ для сокращения роста безработицы, – сказали «НГ» в секретариате первого вице-премьера Игоря Шувалова, – но предлагаемые нашим Экспертным советом меры по преодолению кризиса вряд ли можно назвать реформами». Как раз накануне прошли сообщения о том, что Экспертный совет при правительственной комиссии под руководством Игоря Шувалова готовит радикальные предложения, способные притормозить развернувшиеся реформы в образовании. Среди существенных предложений назвали введение двенадцатилетки в школах, расширение возможностей бесплатного обучения в вузе по программам дополнительного образования и магистратуры, отмену запрета для двоечников учиться в вузе даже платно, скидку на обучение и рассрочку платежей за обучение для платных студентов. Экспертный совет предлагает экстренное субсидирование учебных заведений для удержания студентов-платников (66% учащихся вузов и 33% – техникумов). С одной стороны, вузы обяжут предоставлять студентам 25-процентную скидку на обучение, а для учащихся, взявших кредит, будет внедрена схема отсрочек по типу ипотечной (в случае потери заемщиком работы). С другой – 80% платы за обучение в этой схеме должно взять на себя государство. На семьи же, согласно проекту, ляжет лишь выплата процентов после восстановления определенного уровня доходов.
Кое-что из предложенного давно принято Минобразнауки как руководство к действию. Например, изыскание возможностей платы за обучение для платных студентов, испытывающих материальные трудности, или расширение возможностей бесплатной магистратуры. Но некоторые новые предложения вызвали недоумение у чиновников министерства. Ведь введение 12-летки выглядело бы странной антикризисной мерой. 12-летка потребует переписывания стандартов, печатания новых учебников, переобучения учителей, изыскания дополнительных «квадратных метров». На все это нужны значительные финансовые средства.
Как пояснили «НГ» в секретариате Шувалова, в Экспертный совет при правительственной комиссии приходит множество самых разных предложений. Задача совета найти во всей этой массе рациональное зерно. «Предложения – подольше задержать молодежь в высших учебных заведениях – не лишены смысла, – ответили нам. – По окончании кризиса экономика получит хорошо подготовленных специалистов, способных сразу же включиться в работу. Чем это плохо?» Но насчет 12-летки в секретариате ничего определенного сказать не смогли.
Еще одна часть мер, предложенных для рассмотрения правительственной комиссии, инициирована скорее всего коммунистами, и в частности, членом профильного комитета Госдумы РФ от КПРФ Олегом Смолиным. Некоторое время назад, по словам депутата, он отправил на рассмотрение правительственной комиссии свои предложения по частичному свертыванию реформы образования из-за кризиса. По мнению Смолина, сокращение числа филиалов вузов, равно как и установление нижней планки количества набранных баллов по единому государственному экзамену для приема в вуз, почти самоубийственно для государства во время кризиса. Такие меры вытолкнут значительную часть молодых на улицу и лишат немало преподавателей законного куска хлеба.
В развитие темы трудоустройства молодых остается добавить, что численность зарегистрированных в российских органах занятости безработных составила 1 млн. 807 тыс. человек и за последнюю неделю увеличилась на 72 тыс. Такие данные по безработице привел вице-премьер правительства РФ Александр Жуков чуть больше недели назад. Если дела пойдут такими темпами и дальше – у молодых людей окажется все меньше шансов встроиться в трудовой процесс. И тогда молодежь надо будет чем-то занимать. А это трудно. Тем более что кризис продлится не один день, и пережить его россиянам будет непросто: за сытые 2000-е годы россияне стали гедонистами. К такому выводу пришли психологи Надежда Лебедева и Александр Татарко, сотрудники лаборатории социально-психологических исследований Высшей школы экономики.
Кроме того, по данным их исследований, за последние три года у молодежи значительно снизилась установка на экономическую самостоятельность. А согласно другим исследованиям Высшей школы экономики, всего 49,6% россиян работают по специальности, указанной в дипломе, или близкой к ней. Среди тех, кто не работает по специальности, больше людей сдвинулись по профессиональному статусу не вверх, а вниз. Четверть выпускников вузов получили (по определению ВШЭ) избыточное образование – они заняты на рабочих местах, которые не требуют имеющейся у них согласно диплому квалификации.