Отдельным дальневосточникам с ценами на билеты повезло больше, чем их землякам.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)
Вчера рухнули надежды многих дальневосточников на то, что власти сделают для них более доступными по цене авиаперелеты в европейскую часть России и обратно. Как заявил вчера президент Дмитрий Медведев, 50-процентную скидку на перелет в Москву, Санкт-Петербург и Сочи в ближайшее время получат только молодежь и пенсионеры, да и то лишь в теплый период года. Эксперты сомневаются в справедливости такого решения и указывают, что оно провоцирует рост социальной напряженности в регионе, который и без того пострадал из-за введения заградительных пошлин на импорт подержанных иномарок.
«Хочу проинформировать, что решение, по сути, согласовано и принято. Смысл его в том, что жители Дальнего Востока получили возможность использования особой системы цен на такого рода перелеты по категориям», – заявил Медведев в Чите. По словам президента, льготу – платить 50% от тарифа в период с мая по сентябрь – получат только проживающие в этом регионе школьники и студенты от 12 до 23 лет, а также люди старше 60 лет. Такого рода дотации, пояснил Медведев, позволят «довольно значительному числу молодых людей, пенсионеров добираться до центра нашей страны в трех направлениях, наиболее популярных, которые являются или столицей, или перевалочным пунктом, или местом отдыха». Таковыми объявлены Москва, Санкт-Петербург и Сочи.
Сегодня стоимость полета в эконом-классе от Владивостока до Москвы в среднем варьируется в пределах от 20 до 30 тыс. руб. – в зависимости от авиакомпании. Хотя бывают предложения и по более низкой цене, но такие места, как правило, расходятся очень быстро. С другой стороны, как отмечает гендиректор компании «2К Аудит – Деловые консультации» Тамара Касьянова, «серьезной проблемой является сезонный фактор – с конца весны до начала осени цена билетов на самолет увеличивается почти в два раза, в итоге стоимость перелета может доходить до 50 тысяч рублей в одну сторону».
Между тем еще в прошлом году обсуждалась вероятность снижения цен, при этом не было столь жесткого ограничения льготных категорий, что давало надежды на возможность пользования этими льготами значительно большему числу дальневосточников. В апреле губернатор Приморского края Сергей Дарькин заявил о том, что стоимость авиабилетов может быть снижена на 10%. По его словам, затраты, которые понесет регион в результате такой компенсации, оценивались в 13 млрд. руб. в год «в расчете на однократные авиаперелеты туда и обратно».
Теперь выходит, что от льготных цен на перелет в европейскую часть России оказались отрезаны представители наиболее трудоспособной и активной части населения этого региона, включая представителей мелкого и среднего бизнеса, формирующего средний класс региона. Отметим, что население Дальнего Востока пострадало в последнее время от решения Москвы повысить пошлины на импорт подержанных автомобилей до заградительного уровня. Мало того что абсолютное большинство дальневосточников ездят на подержанных иномарках, так еще десятки, а то и сотни тысяч жителей региона были связаны с доставкой, сервисом и торговлей такими автомобилями. Этот бизнес давал им средства к существованию и вносил значительный вклад в экономику региона.
Отсечение наиболее трудоспособных слоев дальневосточников от анонсировавшихся льгот на авиаперелеты в центр идет вразрез с неоднократными уверениями федеральных властей о том, что сохранение среднего класса – едва ли не приоритетная задача в условиях нынешнего кризиса. Напомним, что первый замруководителя администрации президента Владислав Сурков в январе заявил, что «необходимо сохранить средний класс, возникший в эпоху Путина, – социальную основу нашего общества».
Эксперты отмечают, что решение руководства страны ввести для части дальневосточников скидки на авиаперелет – явный отход от реформы по монетизации льгот, и без того бездарно проведенной. «Во-первых, введение льгот создаст стимулы для того, чтобы ими воспользоваться тем гражданам, которым они совершенно не нужны, – считает директор департамента стратегического планирования компании ФБК Игорь Николаев. – Во-вторых, совершенно не учитывается тот факт, что ввести льготу довольно легко, но отнять ее через какое-то время будет значительно сложнее. Человек просто привыкает к тому, что у него появляется некое право». Но главная проблема, по мнению аналитика, состоит в том, что жесткие ограничения по возрасту и социальному статусу стимулируют рост напряженности в обществе вообще и на Дальнем Востоке в частности.
Возникают вопросы по реализации обещанных льгот и у юристов. «Если будет принят федеральный закон, то сразу возникнут противоречия с Конституцией, поскольку такая льгота будет явно дискриминационной сразу по нескольким положениям – возрасту, месту жительства и социальному статусу», – считает юрист компании «Николаев и партнеры» Екатерина Ромм. По ее словам, части проблем можно было бы избежать, если бы это было решение не федеральных, а региональных властей. Но у последних нет средств на столь масштабные льготы.
Впрочем, по мнению Николаева, выход будет найден и конституционные основы он вряд ли затронет. Но для него непонятны конечные цели введения таких льгот. «Наверное, это поддержка тех граждан, кто не может выехать в европейскую часть страны из-за ограниченных финансовых возможностей, и помощь авиакомпаниям, которые испытывают кризис из-за падения пассажиропотока, – предполагает эксперт. – Но сразу хочется сказать: когда ставится одновременно несколько целей – ни одна из них не достигается, ибо за двумя зайцами угнаться невозможно. Проблемы Дальнего Востока – дело стратегическое и затратное, но одни только льготы задачи не решат».